3-четверть. "Между музыкой разных народов нет непереходимых границ"
Рауф Ахметович Муртазин.
Детские годы Рауфа Ахметовича прошли в деревне Темясово Баймакского района Башкортостана. По окончании школы-семилетки он поступает на оркестровое отделение Уфимского музыкального техникума.
Важнейшей вехой профессиональной жизни композитора становится учеба на башкирском отделении Московской консерватории в классе композиции профессоров Генриха Литинского, Евгения Месснера и Юрия Михайловича Яцевича (1937-1941 годы).
В первые дни войны Рауф Муртазин уходит на фронт, участвует в боях под Москвой, получает ранение, что впоследствии было отмечено медалью «За оборону Москвы». После демобилизации продолжает прерванное музыкальное образование и в 1946 году оканчивает консерваторию по классу композиции Виктора Аркадьевича Белого (настоящее имя Давид Аронович Вейс).
С 1947 года композитор живет и работает в Уфе: выполняет функции заместителя председателя Союза композиторов (1947-1966 годы), избирается в состав правления Союза композиторов Башкирии и России.
Творческое наследие Рауфа Муртазина охватывает все жанровые области: музыкальный театр, хоровую музыку, камерно-инструментальную, камерно-вокальную, театральную и киномузыку. Плодотворной была и работа композитора по собиранию и записям народных песен, наигрышей (более трехсот образцов). Некоторые из них получили новую жизнь в жанре инструментальных обработок, сыгравших значительную роль в становлении башкирской камерно-инструментальной музыки.
Однако центром творческой деятельности композитора стала область симфонической музыки. Рауф Муртазин вошел в историю национальной музыкальной культуры как создатель жанра симфонии.Семь симфоний, охватывающих временной диапазон в три с лишним десятилетия (1952-1984 годы), стали первыми образцами масштабного, философского по своей природе жанра, который является в своем роде знаком зрелости каждой национальной культуры. 40-летию Победы, и Фортепианного трио привносит в музыкально-поэтическую систему композитора новые, драматические, скорбные чувства.
Говоря о творческом наследии Рауфа Муртазина, нельзя не отметить две оперы, разделенные двадцатилетним интервалом: «Азат» на либретто Баязита Бикбая (1948, премьера в 1949 на сцене БГТОиБ) и «Буря» на либретто Рагиды Янбулатовой, созданная по мотивам романа Xадии Давлетшиной «Иргиз» (1968, премьера в 1969). И хотя их сценическая судьба была весьма недолговечной, тем не менее, оперы показательны с точки зрения обращения к исторической теме, связанной с Гражданской войной и трактованной в характерном для эпохи соцреализма ключе. Музыка Рауфа Муртазина при всей индивидуальности ее содержания, стилистики стала своего рода художественным документом эпохи, отразив наиболее характерные повороты истории отечественной художественной культуры 20 века.
Рауф Муртазин с Xаликом Займовым, Xусаином Ахметовым, Раифом Габитовым.
Рауф Муртазин. "Романс" исполняет на скрипке Ю. Шестаков. Рауф Муртазин. Праздничная симфониетта.
Николай Римский-Корсаков (18 марта 1844 — 21 июня 1908)русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился (6) 18 марта 1844 года в Тихвине. Образование получил в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. Среди первых учителей композиции у Римского-Корсакова был Балакирев.
После окончания кадетского корпуса, Римский-Корсаков ушел в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время он занимался сочинением музыки, и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора – за ней последовали «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873. Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.calend.ru/person/2194/
https://vk.com/wall-40492105_433
https://www.youtube.com/watch?v=QCIv6g17NSk
https://www.youtube.com/watch?v=8iSK0_4bbv4>
https://www.youtube.com/watch?v=Fu3B3wPad7Q
Мне понравился композитор Н. Римский Корсаков, и его произведение "Полёт шмеля" ведь в этой композиции есть что пронекаемое в душу, а ещё мне это напоминает своё первое выступление ведь с этой композицией я танцевала балет!
Мне больше понравился композитор Н. Римский Корсаков, особенно его произведение "Полёт шмеля" - в нём чётко вырисовывается как летит шмель. Я сразу вспомнил как я этим летом ездил в деревню. Спасибо за статью.
Мне понравилась эта статья . Я узнал много нового о композиторах: Рауф Ахметович Муртазин , Николай Андреевич Римский-Корсаков . Мне понравилась музыка " Коля - "Полет шмеля" (Н. Римский-Корсаков). Flight of the bumblebee " потому-что она очень ритмичная и напоминает лето .
Мне больше всего понравились произведения Николая Римского-Корсакова "Полет шмеля" и Романс Рауфа Муртазина. Романс понравился потому, что мне очень нравится игра на скрипке. А полет шмеля мне напомнил лето и музыка очень точно выражает полет настоящего шмеля.