Мусикия

                                                                                                                                                      ВЫХОД | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Весь материал [1]
Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Учебный материал по 5 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 6 классам [32]
Информация по темам
Учебный материал по 7 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 8 классам [16]
Информация по музыке
Учебный материал по 9 классам [16]
Учебный материал по 9 классам
Главная »

Антонио Спадавеккиа и Халик Заимов опера "Акбузат"


эпос «Акбузат»       В значении эпических традиций для зарождения оперного жанра в национальных республиках бывшего СССР, как известно, проявилась одна из характерных тенденций в становлении профессиональной музыки. В Башкортостане два различных подхода в моделировании эпических традиций в условиях жанра оперы демонстрируют национальные оперы «Мэргэн» Антона Александровича Эйхенвальда и «Акбузат» Антонио Эммануилович Спадавеккиа и Халик Шакирович Заимова. Несмотря на известное осовременивание героических эпических сюжетов с акцентированием монументально-величественного образа народного героя и их общую идейно-художественную основу (борьба за свободу против поработителей), эти оперы сильно отличаются друг от друга трактовкой фольклорного материала: если опера «Мэргэн» демонстрирует прямую ориентацию на воплощение фольклорных эпических традиций, то «Акбузат» — подчинение эпического сюжета законам жанра русской сказочно-эпической оперы с иным построением ее композиционно-стилистической канвы.
Среди всех башкирских кубаиров «Акбузат» является наиболее театральным сюжетом, ибо в нем присутствовали противопоставление реального мира и подводного, два контрастных женских персонажа, мифологические образы (сам Акбузат — бессмертный крылатый конь Урал-батыра — главного эпического героя башкир, подводный царь Шульген, дракон Кахкаха), всевозможные чудеса и декоративные эффекты (буря в ущелье, появление на сцене живого коня и крушение подводного царства) и, естественно, борьба главного героя Хаубана с Масем ханом.
Известно, что опера «Акбузат» развивает традиции сказочно-эпических опер Римского-Корсакова и конкретно — оперы-былины «Садко». Связь эта прослеживается в образном, композиционном, тематическом и музыкально-стилистическом отношениях.

В увертюре звучат основные лейттемы оперы — призывная тема борьбы Хаубан батыра, открывающая увертюру; маршеобразная, в духе советской массовой песни тема заключительного хора, которую можно обозначить как тему победы Хаубан-батыра; его же тема-призыв освободить родную землю от врагов. 
Функцию побочной партии выполняет поэтичный, таинственный лейтмотив Наркес, основанный на квинтовой интонации зова. Ее постоянно сопровождает покачивающийся синкопированный ритм, создающий иллюзию движущейся водной поверхности. Тематический материал увертюры развертывается на всем протяжении оперы. Особенно важное, определяющее значение приобретает комплекс героической образности, проявляющийся в партии Хаубан-батыра. Это лейттемы борьбы и победы, первая из которых, как говорилось выше, пронизывают всю партитуру оперы, образуя многочисленные тематические арки и прочно скрепляя ее. Решение проблемы музыкальной интонационности в партиях Хаубана и Урал-батыра путем механического переноса на башкирскую почву приемов русских классических опер, а не путем поисков собственной эпической традиции явилось наиболее легким путем в ее решении. При всей незрелости этой попытки, подобное решение все же несло с собой перспективу широкого развития, нереализованную впоследствии.

 

Спадавеккиа Антонио Эммануилович  Спадавеккиа Антонио Эммануилович (1907-1988)

      Адажио из оперы "Акбузат".
    
      Танец подводных девушек.     


      Дуэт Нэркэс и Саубана. 


  


Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.culturalnet.ru/main/congress_person/737
http://onknrb.nethouse.ru/static/img/0000/0002/2853/22853394.2aocwu4md0.156x120.png?1396810680
https://www.youtube.com/watch?v=VBkqwRhv9KY
Всего комментариев: 311 2 3 4 »
avatar
0
31
Очень интересная статья много чего узнала!
Только жаль то что нету видео(
avatar
0
30
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ , ОНА МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ ! Я УЗНАЛА ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО АКБУЗАТ это (пегас) крылатый конь. МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОБЛИЖЕ ПОЗНАКОМИТСЯ С ОПЕРОЙ АКБУЗАТ smile СХОДИТЬ В КАКОЙ НИБУДЬ УФИМСКИЙ ТЕАТР , ЭТО БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО !!!
avatar
0
29
Очень интересная статья, я узнал много всего об опере "Акбузат".Также мне очень понравилась музыка "Танец подводных девушек", она очень красивая и весёлая, под эту песню мне становится веселей
avatar
0
28
спасибо большое за интересную статью!всё было очень познавательно и интересно!
avatar
0
27
мне понравилась статья и видео ,,ТАНЕЦ ПОДВОДНЫХ ДЕВУШЕК"
avatar
0
26
Мне очень понравилась статья, особенно видео "Танец подводных девушек", они очень красиво, плавло исполняют танец. Ещё я узнал что означает слово "Акбузат". Спасибо за статью.
avatar
0
25
Я с большим интересом прочитал статью «Акбузат».Акбузат — бессмертный крылатый конь Урал-батыра — главного эпического героя башкир.
avatar
0
24
Мне понравилась эта статья, я узнал много нового об опере " Акбузат ". И ещё мне понравилась музыка " Танец подводных девушек " потому-что она мелодичная.
avatar
0
23
Мне понравилась эта статья про оперу ,,Акбузат'' очень понравилась запись про подводных девушек но есле четно жалко что так мало в этой теме информации но спасибо большое за тему!))
avatar
0
22
Мне понравилась видео "В поисках Акбузата". Видео очень интересное и познавательное.
1-10 11-20 21-30 31-31

avatar