Нариман Гилязевич (Гилязетдинович) Сабитов (1925-1971) - маститый башкирский композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан (БАССР), представитель поколения композиторов 50-60-х годов.
Композитор родился в Казани, в семье актера Татарского государственного театра драмы, с детства привившего любовь сыну к музыке. Уфа становится постоянным местом жительства будущего композитора с 1932 года, здесь проявляется желание стать профессиональным музыкантом.
В 1944 году Нариман Сабитов поступает в башкирскую национальную студию при Московской консерватории, а затем заканчивает композиторский факультет по классу профессора Анатолия Николаевича Александрова, симфонического дирижирования (Виктора Сергеевича Смирнова и Ивана Дмитриевича Дружинина), фортепиано (П.Я.Слободской) Московской государственной консерватории (1953).
После окончания консерватории Нариман Сабитов возвращается в Уфу, где работает дирижером (до 1971) и главным дирижером Башкирского театра оперы и балета (1953-1967), одновременно активно занимаясь творчеством. В Уфе учрежден открытый музыкальный конкурс инструменталистов (фортепиано, струнные инструменты) имени Наримана Сабитова. Нариман Гилязевич Сабитов много сделал для развития и становления жанров национального балета, симфонической (поэмы, сюиты, концерты для скрипки, фортепиано и симфонического оркестра), камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.
Его привлекают темы исторического прошлого народа, воплощенные в концепции симфонических поэм ("Героическая поэма"), балете "Горный орел" (совместно с Хусаином Ахметовым), рисующем образ национального героя башкир Салавата Юлаева; сложных противоречивых социально-политических конфликтов драматического времени периода гражданской войны (балет "Гульназира"); жизненные коллизии послевоенного времени (Великой Отечественной войны 1941-1945 годов) и судьба человека - в центре содержания балета "Люблю тебя, жизнь"; патриотизмом и любовью к родине пронизана концепция балета "Страна Айгуль", повествующая о судьбе молодой башкирской девушки и ее матери, волею драматических обстоятельств военного времени, оказавших в различных странах мира. Нариман Сабитова привлекает и детская тематика: балеты "Буратино", "Мурзилка-космонавт", опера "Безусый волшебник", детские фортепианные пьесы.
Тяготение Наримана Сабитова к инструментальным жанрам и формам академической музыки, обращение к принципам симфонического развития (лейтмотивная драматургия в балетах и симфонических произведениях) подчеркивает связь его творчества с классическими традициями. Он внес существенный вклад в развитие инструментальной башкирской музыки, создав жанр национального инструментального концерта, вариаций, развив традиции инструментальной национальной миниатюры (фортепианные прелюдии, скрипичные миниатюры). Мелодическое начало является господствующим в сочинениях композитора и рельефно заявляет о себе в жанрах песни и романса (создано свыше 200). Примером могут служить: "Дикие гуси", "Песня жаворонка" (слова Гилемдара Зигандаровича Рамазанова) и других.
Произведения для музыкального театра:
"Горный орел" (в соавторстве с Хусаином Ахметовым), балет (сценарий Х.Сафиуллина), 1958;
"Гульназира", балет (сценарий Наримана Сабитова, Семена Владимировича Дречина), 1958; "Буратино", балет (по сказке Алексея Толстого), 1960;
"Поэма о платке", хореографическая сцена, 1958;
"Легенда о лесной девушке", хореографическая сцена, 1959;
"Мурзилка-космонавт", балет;
"Люблю тебя, жизнь", балет, сценарий Наримана Сабитова, 1967;
"Страна Айгуль", балет по драме Мустая Карима, 1970; "Пусть звенят песни", песни и романсы на стихи башкирских поэтов, 1971;
"Весенние песни", "Песни любви" на стихи башкирских поэтов, 1968.
Камерно-инструментальные произведения:
Семь наигрышей для фортепиано, 1965;
Прелюдии для фортепиано ( скачать ноты )
1. Нариман Гилязович Сабитов. Прелюдия ми минор.
Оркестр русских народных инструментов. Уфимского училища искусств.
Художественный руководитель: отличник народного просвещения - Василий Слягузов.
Дирижер - Станислав Заруцкий.
2. Нариман Гилязович Сабитов "Прелюдия".
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://bashmp3.ucoz.ru/forum/14-180-1
http://dmsh-aleksandrova.msk.muzkult.ru/
Статья вполне нормальная, все написано и не слишком подробно и не в крации (по крайней мере такого моё мнение) Из прослушанных мной здесь произведений, большее впечетление на меня произвела композиция (или как там правильно?) вступление к балету "Горный орёл", не хочу конечно повторяться, но действительно при прослушивании мне представилась наша Башкирская природа
Очень хорошая статья!!!Очень понравилось вступление к балету "Горный орел".Зразу перед глазами представляется родные края))Жалко что нету видео((А в целом все понравилось!
Очень понравилась композиция про Выступление к балету "Горный орел " Сразу вспоминается родной край !!! Но жалко что нету фотографий про Наримана Гилязовича (((
Мне понравилась статья, она очень обширная и даёт много информации о композиторе и дирижере Сабитове Наримане Гилязовиче. Так же понравились музыкальные композиции. Когда я прослушивала музыкальную композицию Вступление к балету "Горный орёл", сразу шли представления о Башкирской природе, начало мне понравилось, а под конец музыка началась тяжёлая и грубая. Я прослушала все музыкальные композиции, и лучшая из них по моему мнению была композиция Адажио Гюльназиры и Бахтияра из балета "Гюльназира", она понравилась мне больше чем все другие композиции представленные в этой статье.