Мусикия

                                                                                                                                                      ВЫХОД | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Весь материал [1]
Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Учебный материал по 5 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 6 классам [32]
Информация по темам
Учебный материал по 7 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 8 классам [16]
Информация по музыке
Учебный материал по 9 классам [16]
Учебный материал по 9 классам
Главная »

Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора


 Дружба, воспетая в песнях.

       После важного исторического события — вхождения Башкортостана в состав России в 1557 году начался новый этап в жизни башкирского народа, связанный с тесным общением с русским и другими народами, населявшими Поволжье и Приуралье. Вместе с ними башкиры выступали в одном строю в дни тяжелых испытаний. Через века жизни, полной борьбы, угнетения, страданий и тревог народ пронес свое искусство, передавая его из поколения в поколение. Фольклор стал тем фундаментом, на котором строилась и росла впоследствии молодая национальная культура Башкортостана. 
Прогрессивные русские писатели, ученые, этнографы издавна изучали самобытное искусство башкирского народа. Труды Руфа Гавриловича Игнатьева, Ивана Ивановича Лепехина и Сергея Гавриловича Рыбакова представляют большой интерес и в наши дни.
  

Иван Иванович Лепехин        Сергей Гаврилович Рыбаков           Александр Александрович Алябьев            Александр Сергеевич Ключарев          Лев Николаевич Лебединский

 

Султан Габяши, Мажит Гафури, певец Альмухаметов в санатории Чехова.    Слева направо: композитор Султан Габяши, Мажит Гафури и певец Газиз Альмухаметов в санатории имени Чехова.

Систематическое собирание музыкального фольклора башкир, подлинно научное изучение его стало возможным в 20—30-е годы 20 века.  Результатом, имеющим большое научное и практическое значение для музыкального искусства, стало издание первого большого труда Хусаина Ахметова, Льва Лебединского, Ахнафа Харисова «Башкирские народные песни» (Уфа, 1954 год).
Становление и развитие башкирской профессиональной музыки проходило в тесном взаимодействии и сотрудничестве с деятелями музыкального искусства России — композиторами, музыковедами-фольклористами, профессорами Московской консерватории, музыкантами-исполнителями…

Представляются интересными сведения об использовании башкирских народных песен замечательным русским композитором Александром Александровичем Алябьевым,приведенные в исследовании известного башкирского музыковеда Людмилой Петровной Атановой «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора». В Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки ею обнаружены записи мелодий башкир, татар и казахов. Среди них — шесть башкирских мелодий, по предположению исследователя, записанные от кураиста-башкира во время пребывания Александра Алябьева в ссылке  Оренбургской губернии. Людмила Атанова пишет о первых обработках башкирских народных песен Александром Алябьевым в вокальном цикле «Азиатские песни», а также об использовании башкирских мелодий в опере «Аммалат-бек» и «Башкирской увертюре».

Александр Алябьев "Башкирская" (Зулейха) на слова Салавата Юлаева из цикла "Азиатские песни" исполняет Зайнап Фархутдинова

   
  
«Своим творческим обращением к башкирским народным мелодиям и песенным сюжетам Александр Алябьев положил начало русскому «степному» ориентализму, столь блестяще расцветшему в русской классической музыке второй половины 12 века», — пишет исследователь. В начале 30-х годов, когда в республике еще не было композиторов-профессионалов, появляются сочинения на башкирские темы у Василия Ивановича Виноградова «Симфонические картины», «Шихан», у Александра Сергеевича  Ключарева симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Башкирская сюита» для симфонического оркестра, хоровые обработки башкирских народных песен.     
Становление профессиональной композиторской школы в Башкирии тесно связано с деятельностью русских композиторов, которые обучали композиторов республики и будущих певцов — солистов оперного театра в национальной студии при Московской консерватории.

Газиз Альмухаметов — организатор башкирской студии, говорил: «Для нас очень важно, чтобы дети не только учились в специальном учебном заведении, но и кипели в жарких ритмах Москвы, видели замечательные театральные спектакли, слушали образцовые концерты».

Эльмира Мингазова.

Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://posredi.ru/b14_02_13_KUNGUR.html
http://mazhit-gafuri.ru/part/foto
http://mazhit-gafuri.ru/data/about/foto/small/016.jpg
Всего комментариев: 271 2 3 »
avatar
0
27
Очень понравились "Азиатские песни" у женщины очень красивый и превлекательный голос
avatar
0
26
Очень понравились "Азиатские песни" у женщины очень хороший голос
avatar
0
25
Статья очень интересная тем , что такие как Л.Н.Лебединский, А.А.Эйхенвальд, Х.Ф.Ахметовым, К.Ю.Рахимовым, С.Х.Габяши, З.Г.Исмагиловым собирали башкирские народный песни.
avatar
0
24
Интересная статья,я никогда не задумывалась о исследователях башкирского музыкального фольклора!Многое узнала благодаря вашей статье,спасибо!
avatar
0
23
Очень понравились "Азиатские песни" у женщины очень хороший красивый голос человек игравший эту музыку знает своё дело!Очень понравилось спасибо!
avatar
0
22
Мне очень понравилась песня "Азиатские песни",особенно как сыграно.
avatar
0
21
Очень понравилась песня "Азиатские песни",по моему мнению мелодия сыграна просто замечательно, а певица, у нее просто превосходный голос.
avatar
0
20
Мне очень понравились "Азиатские песни" в исполнении З.Фархутдиновой. happy
avatar
0
19
статья очень интересная !мне понравилась!я много узнала о И.И.Лепехине  С.Г.Рыбакове  А.А.Алябьев  А.С.Ключарёве  Л.Н.Лебедине!
avatar
0
18
Статья понравилась,но я бы хотела ,чтобы у нас в школе так же было,как и в статье "Для нас очень важно, чтобы дети не только учились в специальном учебном заведении, но и кипели в жарких ритмах Москвы, видели замечательные театральные спектакли, слушали образцовые концерты»."(Отрывок из статьи)
Интересная песня "Азиатские песни". У женщины такой высокий и красивый голос,а музыка под воспроизведением пианино или фортепиано,просто чудесно.Человек который играл эту мелодию,у него просто золотые руки,он просто великолепно сыграл мелодию,сначала тональность вверх,а потом вниз,очень красиво!! smile
1-10 11-20 21-27

avatar