Опера (по-итальянски — действие, произведение) — вид музыкально-сценического искусства, в котором сочетаются драма, музыка, хореография, живопись, говоря иначе, опера — это музыкальный спектакль. В отличие от драматической пьесы, в опере не разговаривают, а поют.
В 1890—1891 годах Уфу посетила оперная труппа антрепренера Семенова-Самарского, в составе которой приехал семнадцатилетний Федор Шаляпин, и именно в Уфе он впервые вышел на сцену как солист.
Предпосылками создания башкирской оперы. Была башкирская профессиональная музыка, которая зарождалась в стенах башкирского драматического театра. «Галиябану» Мирхайдара Мустафовича Файзи, «Башмачки» Хабибуллы Калимулловича Ибрагимова, «Башкирская свадьба» Мухаметши Абдрахмановича Бурангулова.
Также создание в 1932 году Башкирской студии при Московской государственной консерватории, главным инициатором был Газиз Альмухаметов. Выпускники которой в конце 40-х - начале 50-х годов сформировали первое поколение башкирских профессиональных композиторов.
Альмухаметов Газиз Салихович (29.10.1895, деревня Мурапталово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Куюргазинского района Республики Башкортостан - 10.7.1938, Уфа), башкирский певец (лирический тенор), композитор, музыкально-общественный деятель. Один из ярких представителей национальной творческой интеллигенции, первый из певцов, удостоенный звания "Народный артист БАССР" (1929). Рано начал петь, но специального музыкального образования не получил. С 1908 жил в Ташкенте.
С 1914 Альмухаметов известен как певец-профессионал, гастролирует по Средней Азии, Сибири, Башкирии, Татарии, Поволжью.
С 1921 сочетает концертную деятельность с собиранием башкирских и татарских народных песен и композиторским творчеством. В 1922-29 живет в Казани, концертирует, пишет песни, работает над операми"Сания" (либретто Фатиха Зарифовича Амирхана, постановка в 1925) и"Эшсе" (либретто Мажита Гафури постановка в 1930)
Автором первой башкирской национальной оперы является композиторМасалим Мушарапович Валеев (зайти сюда).
Мечта создать оперу на сюжет драмы «Хакмар» Сагита Мифтахова возникла у него еще лет пять назад. Он поделился своим замыслом с прославленным башкирским певцом и композитором Газизом Альмухаметовым, соавтором опер «Сания» и «Эшсе». Тот горячо поддержал его стремление, так как считал музыку Валеева к драме «Хакмар» очень удачной и был уверен, что на ее основе можно создать оперу.
Третьего февраля 1940 года состоялась премьера оперы «Хакмар». Она была очень тепло принята зрителями, увидевшими в ней первую ласточку башкирского национального оперного искусства. Примечательно, что эта первая башкирская национальная опера была написана на очень актуальный тогда сюжет о становлении колхозного строя в башкирской деревне.
Драма Сагита Мифтахова дала замечательный материал и либреттисту и композитору, так как в ней обрисованы яркие, живые люди. Сильной стороной оперы был яркий, народный по своей основе мелодизм. Особенно красива и выразительна музыкальная характеристика обаятельной башкирской девушки Айхылу. Полна лиризма, широты лирическая ария Юлая, запоминалась очень искренняя и правдивая ария отца Айхылу-Серлебая. Точно написан музыкальный портрет подкулачника, сплетника Шахри. Но были в опере и промахи. Недостаточно развитой была партия симфонического оркестра, не было настоящего симфонического развития основного тематического материала, музыка имела во многих местах иллюстративный характер.
Открытие в 1938 году Башкирской филармонии и Башкирского театра оперы и балета ознаменовало начало «новой эры» в национальной культуре и определило всю дальнейшую театрально-концертную жизнь в республике. Так появляются песенные оперы: «Мергэн» (1940) и «Ашкадар» (1944)
Огромный вклад в развитие национальной оперы внес композитор Загир Гарипович Исмагилов.
Загир Исмагилов тяготел к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека.
Среди них: историко-героическая опера «Салават Юлаев», повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-туря», где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против Наполеона в войне 1812 года. В центре оперы «Акмулла» - образ башкирского поэта-просветителя 19 века.
Заслуженной популярностью пользовались его лирико-драматические сочинения - оперы «Шаура»,«Волны Агидели» и бытовые музыкальные комедии - «Кодаса» (Свояченица)и «Алмакай».
Эпоха нового времени связана с бурным развитием музыкально-театральных жанров в Башкортостане. Большая многоактная, камерная, детская опера, рок-опера, оперетта, мюзикл, составляют жанровую панораму творчества башкирских композиторов.
Салават Низаметдинов – автор опер «Черные воды», «В ночь лунного затмения» (обе по Мустаю Кариму), «Мементо», мюзиклов, хоровых циклов, песен и романсов.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://encycl.bash-portal.ru/almuch1.htm,
http://bashkironline.org/forum/viewtopic.php?f=52&t=5750,
http://bashkortostan450.ru/culture/music/
я прослушала героико-эпические оперы «Послы Урала».мне кажется что эта песня исполняется когда всадники скачут на сраженье с врагами. она по моему мнению очень героическая...
Статья понравилась... Многое узнала о Башкирской опере... ,,Эшсе операхы,, - ария Нигамата я к сожелению не могу охарактеризовать... по каким-то причинам она у меня не открывается ...
Статья хорошая, многое узнала о башкирской опере. Понравилась "Эшсе операхы"-эта опера очень грустная и спокойная, а голос Газиза Салиховича, как раз придает немного бойкости к этой опере.
Прочитал, много знаменитых имён встретил (так и так забуду...). А это- ,,Эшсе операхы,, - ария Нигамата в какой-то мере понравилось (вот бы я ещё понял о чём поётся и знал....певец пел на башкирском языке?) а насчёт картинок- мне всё ровно главное смысл текста. Ещё вопрос этот смайл дышит огнём?(просто так вопрос не обращайте внимания)