Балет, вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Башкирский балет, артистический состав и художественно-сценическая деятельность балетной труппы, Государственный театра оперы и балета Республики Башкортостан (ГТО и Б) опирается на академическую школу русского классического балета, и широко использует традиционные формы башкирской хореографии.
Первый состав балетной труппы ГТО и Б под художественным руководством балетмейстеров Карла Варфоломеевича Матсона, Николая Георгиевича Зайцева, Файзи Адгамовича Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореографического отделения Башкирского техникума искусств (1938) и башкирской студии Ленинградского хореографического училища (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский Балет выдвинул плеяду классических танцовщиков, заложивших традиции национального искусства.
Это Зайтуна Акзамовна Насретдинова,Халяф Гатеевич Сафиуллин, Тамара Шагитовна Худайбердина, Хашим Фаттыхович Мустаев,Фаузи Миннимуллович Саттаров,Гузель Наилевна Сулейманова, Леонора Сафыевна Куватова, Майя Афзаловна Тагирова, Фарит Сабирович Юсупов и другие. Сложился репертуар собственно башкирских спектаклей. Лучшим произведением башкирского Балета периода становления был спектакль"Журавлиная песнь" ("Сынрау торна"; 1944,1955): либретто Файзи Гаскарова, музыка Льва Степанова, хореография Нины Александровны Анисимовой, сценография Галии Шакировны Имашевой.
В основу музыкально-хореографической драмы был положен литературный сценарий, в котором переплелись языческие мифы, родовые обряды и социальные коллизии башкирской старины. Музыка балета представляет собой циклическую структуру, включающую темы башкирских народных песен и мелодий и соединяющую сюитную форму с симфоническим развитием лейтмотивов. Воплощение классически завершенного образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, художественного символа свободолюбия и патриотизма народа (смотреть "Журавлиная песнь").
Событиям Крестьянской войны 1773-75 годов и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ"), 1959; либретто и музыка Хусаина Файзуловича Ахметова и Наримана Гилязетдиновича Сабитова, Социально и нравственные коллизии старой башкирской деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноименной повести Мажита Гафури ("Кара йэззэр"), 1965; композиторы Халик Шакирович Заимов и Александр Георгиевич Чугаев.
Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, жестоким жизненным испытаниям послевоенной действительности были посвящены два балета композитора Наримана Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!"), 1967; и "Страна Айгуль" ("Айгэл иле"), 1971;
Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореографические спектакли для детей и юношества.
Нариман Гилязетдинович Сабитов - "Буратино" и "Мурзилка-космонавт".
Мурад Хусаинович Ахметов - "Маугли".
Рим Махмутович Хасанова - "Легенда о курае" 1979; и другие.
В художественной работе балетной труппы ГТО и Б принял участие выдающийся хореограф Юрий Николаевич Григорович. Новой редакции спектаклей "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и другие, поставленные на сцене ГТОиБ Республики Башкортостан, обеспечили высокий творческий подъем в деятельности труппы, определили новый художественный уровень башкирского балета. Башкирский композитор Лейла Исмагилова. Ее балеты «Ходжа Насреддин» и «Аркаим» с успехом идут на сцене Театра оперы и балета.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00162136_0.html
http://ufa-gid.com/encyclopedia/hudaib1.html
http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1224/
http://www.proza.ru/2010/02/06/1070
http://rampa-rb.ru/tanets/leningrad-ulitsa-zodchego-rossi-2-3/
http://vatandash.ru/index.php?article=1246
http://www.hmustaev.ru/?part_id=140,384&photo_id=297
http://www.kulturarb.ru/people/?auth_service_id=VKontakte&auth_service_error=1&PAGEN_1=6
http://www.kulturarb.ru/people/?ELEMENT_ID=8485
http://www.calend.ru/person/5438/
Спасибо большое за статью,было очень интересно читать и узнавать что-то новое о башкирском балете.Очень понравился балет "Журавлиная Песнь".Его красота и своеобразие как художественного явления, выразившего в пластике танца своеобычие национального характера, определяются динамичным сочетанием классики и характерного танца, башкирского народного танца.
Спасибо большое за статью, узнала многое о башкирском балете. "Журавлиная песнь"-очень красивый балет и мелодия звонкая, в этой мелодии как-будто слышен крик журавля.