Джаз (английское jazz) — род профессионального музыкального искусства; возник в Южных штатах Америки на рубеже 19—20 века в результате взаимовлияния европейской и африканской музыкальных культур. Происхождение термина "джаз" до конца не выяснено. Современное его написание — jazz — утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass, jaz. Впервые появляется в печати в 1913 году (в одной из Сан-Францисских газет)
В 1915 году вошел в название джазового оркестра Тома Брауна ("Tom Brown’s Dixieland Jass Band").
В 1917 году — появился на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром "Original Dixieland Jazz (Jass) Band".
Характерными чертами джаза являются импровизационное начало, специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах, отличная от академической музыки фразировка, а также сложная многоплановая ритмическая структура и интонационный строй, допускающий отклонения от темперации.
Формирование джаза тесно связано с развитием фольклора афроамериканцев, сложившегося в процессе взаимодействия художественных традиций потомков рабов, вывезенных из Африки, с культурой белого населения США, что нашло свое проявление в таких вокальных формах афроамериканской музыки, как уорк-сонгз (трудовые песни), баллады, спиричуэлс и блюзы.
Разновидностью инструментальной музыки является рэгтайм — фортепианный стиль исполнения, развившийся в конце 19 века. Фортепианное музицирование афроамериканцев, так же как и вокальное творчество, переплавленное со временем афроамериканскими музыкантами в инструментальную форму, оказало большое влияние на зарождение и развитие нового рода музыки, который выкристаллизовался к концу 19 века и получил название "джаз".
В течение первых двух десятилетий 20 века сформировался новоорлеанский стиль джаза, для которого характерна коллективная импровизация мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне 4-дольного аккомпанемента, исполняемого ритм-группой (ударные, банджо, бас или контрабас, иногда фортепиано). В этот период выдвинулись джазовые солисты: трубачи Кинг Оливер, Луи Армстронг, кларнетисты Сидне Беше, Леона Рапполо, тромбонисты Кид Ори, Эби Брунис, банджист Джон Алекзандер Сент-Сир, барабанщик Беби Доддс.
К началу 30-х годов 20 века появился стиль свинг (от английского swing — качаться), связанный с активизацией больших оркестров (биг-бэндов, в состав которых входили 2—4 трубы, 1—4 тромбона, 3—5 саксофонов и ритм-группа).
В начале 40-х годов в результате творческих поисков музыкантов Чарли Паркера (альт-саксофон), Джона Биркса Гиллеспи (труба), Бада Пауэлла (фортепиано), Телониуса Монка (фортепиано) и других был создан стиль би-боп, в котором усложнились мелодика, гармония, ритмика, фразировка. Стиль би-боп открывает эру современного джаза.
В противовес "горячему", нервному би-бопу в 50-е годы возникает стиль кул-боп (буквально прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с композиционными средствами академической музыки, с мягким звукоизвлечением, спокойной исполнительской манерой.
Новые школы импровизационного джаза нашли отражение в практике биг-бэндов, заметно усложнивших образный, интонационный строй музыки, оркестровую фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (Стэн Кентон, Бойд Риберн) с массивным по вертикали гармоническим оркестровым звучанием.
Джаз не был замкнутым музыкальным явлением: от взаимодействия с танцевальными ритмами поп-музыки и фольклором различных народов возникли стили босса-нова, соул, рок-музыка. Джазовые музыканты не американского происхождения способствовали становлению национальных джазовых школ. Многие элементы и приемы джаза использовали в своем творчестве ведущие европейские и американские композиторы-академисты: Леонард Бернстайн, Джордж Гершвин, Клод Дебюсси, Аарон Копленд, Дариюс Мийо, Игорь Стравинский и другие.
Большой интерес к джазу в СССР проявился уже в 20-е годы 20 века (Валентин Яковлевич Парнах, Леопольд Яковлевич Теплицкий, Леонид Осипович Утесов, Александр Наумович Цфасман).
В 1938 году был создан Государственный джаз СССР (руководители Матвей Исаакович Блантер, Виктор Николаевич Кнушевицкий).
С середины 50-х годов Джаз стал профессиональным исполнительским искусством. Были организованы Джаз-оркестры Олега Лундстрема, Эдди Рознера и другие.
Получили известность музыканты Константин Георгиевич Носов (труба), Геннадий Львович Гольштейн (альт-саксофон), Алексей Зубов (тенор-саксофон), Георгий Гаранян (альт-саксофон), Константин Иванович Бахолдин (тромбон), Алексей Кузнецов (электро-гитара), Игорь Бриль (фортепиано), Леонид Чижик (фортепиано) и многие другие.
"ДУСТАР" ("Дустар"), башкирский джазовый ансамбль. Возник в 1980 в Уфе.
Руководитель ансамбля заслуженный артист БАССР Марат Юлдыбаев (саксофонист, аранжировщик, композитор в настоящее время проживает в Таиланде).
С 1984 "Дустар" выступает на международных джазовых фестивалях в Москве (1984,1988), Тбилиси (1986), Ленинграде (1987), Ереване (1987) и завоевывает звание лауреата.
В 1987-92 работал при Башкирской государственной филармонии, гастролировал за рубежом. Для творческого облика ансамбля характерен синтез элементов башкирского музыкального фольклора со стилистикой современного джаза.
В репертуаре джазовые, классические произведения, обработки башкирских народных мелодий, аранжировки сочинений башкирских композиторов, собственные композиции Юлдыбаева и других участников ансамбля.
Лиля Касимовна Кудоярова.
Инструментальный ансамбль Дустар "Дождь идет". Инструментальный ансамбль Дустар "Ночь в апреле".
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.c-cafe.ru/words/23/2182.php
Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки.
Многое узнал про Jazz.Заинтересовался этой музыкой. Слушал на этой странице песни "Дождь идёт"и"Ночь в апреле" Красивая однако музыка у ансамбля Дустар.