Она пела о человеческих судьбах и первая радовалась счастью людей.
Народная артистка России и Башкортостана Магафура Салигаскарова говорит: «Башкирская опера — это чудо!»
Оглядывая эти годы с высоты собственных лет, Магафура Галиулловна Салигаскарова, незакатная звезда нашей оперной сцены, не страшится громких слов. Она знает о чем говорит! Ведь все в нашем музыкальном театре состоялось на ее глазах и при ее участии. Сама, что называется, живая история театра. И уж точно — его родовое достоинство, его художественная слава. Поэтому можно с легким сердцем переадресовать эти слова о башкирской опере и ей самой. Тут не будет никакого преувеличения, потому что на всех ключевых этапах жизни нашего театра профессиональная публика видела в певице (цитирую) царственную хозяйку национальной сцены, королеву оперы, корифея башкирского музыкального театра.
Впервые Магафура Салигаскарова запела в большой опере на башкирском языке на семнадцатом году своей жизни сразу в трех спектаклях — героических операх Евгения Григорьевича Брусиловского «Ир-Таргын», Антона Александровича Эйхенвальда «Мэрген», Масалима Валеева «Хакмар». Этот сценический «аккорд» положил начало плеяде образов башкирских женщин на оперной сцене, что само по себе составляет творческий подвиг актрисы. Если даже не брать во внимание произведения татарских, азербайджанских, казахских и других тюркских композиторов, это, по меньшей мере, полтора десятка партий. (1922 - 2015)
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.agidel.ru/?param1=11386&tab=7
Магафура Салигаскарова с детьми и внуками.
Прошло много лет со дня премьеры первой башкирской оперы «Хакмар» композитора Масалима Валеева. Премьера оперы состоялась 8 февраля 1940 года в Уфе на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Ведущие партии в спектакле тогда исполнили Магафура Салигаскарова, Бану Валеева, Хабир Галимов – солисты театра, первые выпускники башкирской студии при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. Опора на народно-песенный материал, запоминающиеся мелодии арий и хоров, демократизм музыкального языка сделали оперу «Хакмар» близкой и понятной широкой аудитории. Однако сочинение очень условно можно было назвать оперой: дробность структуры, отсутствие сквозного драматургического развития, статичность характеристик главных героев, преобладание простых песенных форм, упрощенность оркестровой партитуры — все это делало произведение более близким к музыкальной драме, нежели опере. Тем не менее, премьера спектакля прошла с большим успехом: публика с восторгом аплодировала первой национальной опере, появление которой ознаменовало начало нового этапа башкирской культуры.
Халик Шакирович Заимов, Ария Нэркэс из оперы и Антонио Эммануиловича Спадавеккиа "Акбузат". Исполняет Магафура Салигаскарова.
Рауф Ахметович Муртазин, "Вернись в родные края" слова Гилемдара Зигандаровича Рамазанова. Исполняет Магафура Салигаскарова.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.gorod-ufa.com/ufa/culture/870-opere-xakmar-70-let.html