|
Главная » Итоги
|
БАШКИРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА до 20 века была представлена национальным фольклором (инструментальный и песенный, преимущественно одноголосный). Центром профессиональной музыкальной культуры были города, особенно Уфа. В деятельности уфимского общества любителей пения, музыкального и драматического искусства (1885-1906) принимали участие музыканты-любители и профессионалы. Среди них скрипач Дмитрий Николаевич Севастьянов, пианист и хормейстер А.Попов, пианистки Марионилла Ивановна Андржиевская, Варвара Дмитриевна Паршина, виолончелист Е.Чубовский, дирижер и флейтист С.Копылов и другие
Силами кружка организовывались камерные и симфонические концерты, ставились сцены из опер. В них принимали участие известные исполнительницы: певица Елена Яковлевна Цветкова, пианистка Вера Викторовна Тиманова.
В 1909 году в Уфе проходили торжества, посвященные памяти Сергея Тимофеевича Аксакова, на которых объединенным хором любителей, учащихся гимназий и духовной семинарии были исполнены кантаты местных авторов.
Среди башкир первоначальные формы хорового искусства - унисонное хоровое пение - появились в конце 19 - начала 20 веков. Очагами его распространения стали национальные школы - мектебе. Один из первых опытов создания национальных певческих коллективов - хор шакирдов медресе "Галия" в Уфе.
После 1917 в Башкирской музыкальной культуре дальнейшее распространение получило хоровое пение. Свидетельство тому - создание хоров: государственных под руководством А.Петручика, на базе интерната народного образования (руководитель Хабибулла Ибрагимов), башкирской музыкальной школы (руководитель Иван Васильевич Салтыков) и других, что было обусловлено, в частности, творчеством первых башкирских композиторов Хабибуллы Калимулловича Ибрагимова, Масалима Мушараповича Валеева, Султана Хасановича Габяши и других, работавших преимущественно в песенно-хоровых жанрах.
В развитии Башкирской музыкальной культуры важную роль сыграло открытие в 1922 в Уфе музыкального техникума, а в 1932 при Московской консерватории - башкирского отделения, позже преобразованного в студию. Подготовка национальных кадров позволила создать оперный театр (1938), филармонию (1939). Примечательно, что в составе последней работали хор, ансамбль кураистов, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, Башкирский государственный ансамбль народного танца под руководством Файзи Гаскарова, имя которого он и носит с 1989. Однако командный метод руководства, догматизм, репрессии чрезвычайно обеднили культуру республики, сломали много человеческие судьбы, в частности Народного артиста БАССР Газиза Альмухаметова (1895 -1938).
Событием в Башкирской музыкальной культуре было образование в 1940 Союза композиторов под председательством Масалима Валеева. О творческом потенциале башкирских композиторов свидетельствуют созданные ими опер "Хакмар" Масалима Валеева, "Мэргэн" Антона Александровича Эйхенвальда (1940), "Каралугас" Николай Карпович Чемберджи (1941), "Акбузат" Халика Шакировича Заимова и Антонио Эммануилович Спадавеккиа (1942), балет "Журавлиная песнь" Льва Борисовича Степанова (1944). Активизации Башкирской музыкальной культуры в годы Великой отечественной войны во многом способствовала деятельность эвакуированного Украинского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. Не замирала и работа филармонии, в стенах которой действовал музыкально-литературный лекторий. Бригадами башкирских музыкантов было дано около 2 тысяч концертов.
Конец 1940-х - 50-е в музыкальной жизни Башкортостана отмечены интенсивной творческой деятельностью композиторов в области песенно-хорового, кантатно-ораториального, оперного жанров. Это сочинения Загира Исмагилова, Хусаина Ахметова, Рауфа Муртазина, Камиля Рахимова, Наримана Сабитова, Халика Заимова и других. В 60-е спектр жанров обогатился симфоническими сочинениями.
В конце 1960-х - 70-е Башкирская музыкальная культура получила импульс для дальнейшего развития: в Уфе были открыты институт искусств (1968) и средняя специальная музыкальная школа при нем (1972). Выпускники института, пополняющие коллективы оперного театра, филармонии, музыкальных училищ, школ, безусловно, обеспечивают позитивный сдвиг в профессиональном уровне национального искусства.
Музыкальная жизнь республики 90-х характеризуется формированием самостоятельных театрально-концертных организаций, стремящихся приобщить к миру музыки широкие слои масс.
Литература: Атанова Л. Музыкальная культура Башкирии // Композиторы Башкирии. Уфа, 1982; Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа, 1990; Башкирская профессиональная музыка. Уфа, 1994.Автор: Ахмадеева Г.Н., Галина Г.С., Фоменков М.П.
|
|
|
|
|