Балет "Шурале" Фарида Яруллина в трех актах, четырех картинах. Либретто Ахмета Файзи и Леонида Якобсона.
История создания.
Во второй половине 1939 года, будучи студентом Московской консерватории, Яруллин получил от своего профессора Литинского интересное задание: познакомившийся с татарской народной сказкой о страшном лешем Шурале, обработанной поэтом Габдуллой-Мухамедом Тукаем (1886—1913), Литинский предложил своему студенту использовать ее в качестве основы балета и сочинить для пробы первые сцены. Эти сцены оказались настолько удачными, что педагог тут же обратился к татарскому драматургу Ахмету Файзи (1903—1958) с просьбой написать либретто. Очевидно, Файзи также увлекся этим замыслом, так как либретто было закончено им уже через неделю.
Началась напряженная работа: на весну 1941 года была назначена Декада татарского искусства в Москве, и предполагалось, что на ней, в числе других достижений автономной республики Татарии, будет показан первый национальный балет. Яруллин, пользуясь советами своего старшего коллеги, татарского композитора Назиба Жиганова, писал буквально не отрываясь от стола и фортепиано.
В этом же, 1939 году Татарская оперная студия, подготовившая первые профессиональные национальные кадры, была ликвидирована, а ее ученики составили костяк открывшегося осенью в Казани Государственного театра оперы и балета. Он и должен был поставить балет Яруллина. На предварительном прослушивании в театре музыка всем понравилась, но либретто предложили несколько изменить. К работе над ним был привлечен артист и балетмейстер Большого театра Леонид Якобсон (1904—1975), которого планировалось привлечь к постановке балета.
Начавшаяся война нарушила планы. Яруллин был мобилизован и отправлен на фронт. Работа над балетом приостановилась. Инструментовка «Шурале», которую Яруллин не успел сделать, была осуществлена композитором Фабием Витачеком, знатоком оркестра, преподававшим оркестровку и чтение партитур в московском Институте имени Гнесиных. Премьера «Шурале» в постановке балетмейстеров Леонида Жукова и Гайа Тагирова состоялась в Казани, в театре имени Мусы Джалиля 12 марта 1945 года.
В послевоенные годы по заказу ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) композиторы Владимир Александрович Власов и Владимиром Георгиевичем Фере сделали новую оркестровую редакцию, в которой «Шурале» и был поставлен Леонидом Якобсоном в Ленинграде.
Леонид Якобсон (1904—1975) — выдающийся балетмейстер, свои первые спектакли поставил еще в ученические годы. Его первой крупной работой стала постановка 2 акта «Золотого века» Дмитрия Шостаковича. Последователь Михаила Фокина, он, по его собственным словам, всегда шел «против течения». Несмотря на то, что его излюбленной формой была хореографическая миниатюра, им созданы прекрасные и своеобразные полно вечерние спектакли, среди которых выделяются «Спартак» и «Шурале». Именно в этой редакции балет обошел многие сцены нашей страны и Европы.
«Шурале» — один из самых ярких балетов советского времени. Его музыка, основанная на ритмах и интонациях татарского фольклора, как песенных, так и плясовых, блестяще разработана композитором всеми способами профессиональной музыкальной техники.
Людмила Михеева