Музыкальная культура Италии, корнями уходящая в культуру Древнего Рима, складывалась на Апеннинском полуострове (5 век). Первые дошедшие до нас записи музыкального фольклора датируются 13-14 веками. Отличительная особенность итальянской народной музыки - певучесть мелодии, богатство танцевальных ритмов. В 4 веке в Милане возникает амвросианское пение, амвросианский распев — традиция раннехристианского богослужебного пения, развившаяся в Миланской (Медиоланской) церкви и названная по имени святого Амвросия, епископа Миланского (340—394)...
6-7 век (около 590-604) при папе Григории I был григорианский хорал. В 11 веке в Тоскане, крупном очаге музыкальной культуры Италии, работал монахГвидо Аретинский- музыкант-теоретик, учитель хорового пения; В 12-13 веках в Италии как и в других странах Европы, большую роль играло рыцарское музыкально-поэтическое искусство. К 15 веку относится расцвет новых многоголосных светских (мирских не церковных) песенных жанров. В16веке происходит дальнейшее развитие светской и духовной полифонической музыки. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1524/25-1594); Андреа Габриели (около 1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612).
Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Литания. Kyrie eleison.
В 17веке. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине. На рубеже 16 и 17 веков зарождаются опера - синтетический музыкально-театральный жанр в котором сконцентрировались идейно-художественные завоевания музыки Возрождения и близкие ей оратория и кантата. В 19веке итальянская опера достигла расцвета . Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся "Севильским цирюльником" и "Семирамидой", и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини.
В середине 19 века начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как "Риголетто", "Травиата", "Аида" и "Отелло". Вконце 19 – начале 20 веков реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи ("Сельская честь"), Руджеро Леонкавалло ("Паяцы"), Умберто Джордано ("Андре Шенье") и Джакомо Пуччини ("Богема", "Тоска", "Мадам Баттерфляй"). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 века отметим Ильдебрандо Пиццетти ("Клитемнестра" и "Ифигения"); Франко Альфано ("Доктор Антонио" и "Сакунтала"); Пьетро Каноника ("Коринфская невеста" и "Медея") и другие.
1. Джузеппе Верди. Хор рабов иудеев из оперы "Набукко".
2. Джузеппе Верди. Песенка герцога из оперы "Риголетто".
3. Доменико Скарлатти. "Соната Ля мажор" играет Айдар Гайнуллин (баян).
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://italyjourney.ru/_culture/muzyka.html
Материал из книги "Спутник музыканта" Редактор - составитель А. Л. Островский; издательство "МУЗЫКА" Ленинград 1969, с.266