В конце17- в 18 веков начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Бах и Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Барокко, рококо, классицизм и романтизм- основные направления в искусстве 18 века, проявившие себя во всем - от литературы до живописи, в музыке и архитектуре. Барокко как художественному стилю, развившемуся в Европе в 1600 - 1750 годах, присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека в современном мире. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Диего Веласкес, Хосе де Рибера, Рембрандт ван Рейн), в архитектуре (Джованни Лоренцо Бернини, Пьер Пюже, Антуан Куазевокс), в музыке (Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и самые известные имена этого периода - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель).
В 19 веке первым ввел термин "Барокко" швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как "вычурный", "причудливый", но слово прочно вошло в язык истории искусств.
Нравственный идеал, определивший мировоззрение целой эпохи, часто соседствует с сатирой. Наиболее яркий пример тому - роман Генри Филдинга "История Томаса Джонса, найденыша", построенный с употреблением сказочных элементов.
Во французском искусстве18 века ведущим направлением стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривого, насмешливого, вычурного, дразнящего чувства. Не случайно происхождение термина "Рококо" возводят к слову "раковина" (французское rocaille). Классицизм.Стиль и основное направление в искусстве 17 - начала 19 века. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства.
К этому времени относятся становление и утверждение национальной школы - в Австрии. Новая школа получила название "венской классической". Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Их творчество явилось высшей стадией развития классицизма. Главным их завоеванием стали также жанры, как сонаты и симфонии.
Любой грамотный человек должен понимать различие между двумя понятиями: классика и классицизм. Под классикой мы подразумеваем образцовые, совершённые произведения искусства. Музыкальной классикой являются сочинения великих композиторов.
Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы 18 века. Наступила пора разочарования.
В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы -Романтизма.
Романтизм - в истории западной музыки - художественное течение пришедшее на смену классицизму. Вообще к романтизму принято относить значительную часть музыки 19 века. Термин "Романтизм" имеет отношение к понятию "романс", которое с начала 18 века ассоциировалось со сферой причудливого и фантастического. "Романтическими" считались такие произведения музыкального искусства (а также литературы и живописи), где фантазия, воображение, непосредственная живость в обрисовке эмоциональных состояний преобладают над уравновешенностью и сдержанностью, то есть достоинствами присущими прежде всего искусству классицизма.
Ранние проявления Романтизма обнаруживаются в английской литературе 18 века, однако главными очагами Романтизма Были Париж и Германия. Образцы раннего французского Романтизма - оперы новых жанровых разновидностей и новые формы массового патриотического музицирования, расцветшие после революции 1789-94. Немецкий музыкальный Романтизмзародился в творчестве Эрнст Теодор Амадей Гофмана; к вершинам раннего Романтизма принадлежат сказочные оперы Вебера и вокальные миниатюры Шуберта. Огромное влияние на Романтизм оказало творчество Гете, прежде всего его трагедия Фауст. Свойственные Фаусту жажда бессмертия и стремление к сверхчеловеческой полноте чувственного переживания, побудившие его вступить в сговор с силами тьмы, были созвучны романтическому настроению, и нашли свое отражение в таких шедеврах, как баллада Шуберта "Лесной Царь", опера Вебера "Вольный стрелок", "фантастическая симфония" и "осуждение Фауста" Берлиоза, Соната h-moll и "Фауст-симфония" Листа.
При всем стилевом и жанровом разнообразии можно выделить основные тенденции развития:
Светская музыка постепенно вытесняет духовную, стирается прежде четкая граница между этими полюсами музыкальной культуры. Все большее распространение получает инструментальная музыка. Формируется симфонический оркестр и фундаментальные приемы оркестрового письма. Очередные этапы в развитии оперы. Появление новых жанров, классических и романтических. Расцвет классицизма - соната, симфония, концерт. Сонатная форма. Новая гармония и новые образы в романтизме. Возникновение национальных школ.
Культурное наследие 18 столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом, верой в человека и его разум. 18 век - век великих открытий.