Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.
Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, музыкальные инструменты, пусть даже самые примитивные, - все это вместе и будет их музыкальной культурой.
Ну а что касается современной музыкальной культуры развитых стран, то она включает в себя очень многое, в том числе и ценности, накопленные во многих странах на протяжении веков и тысячелетий. В ней уже невозможно вычленить прошлое и настоящее, национальное и общее.
Музыкальная культура не может развиваться замкнуто, изолированно. Для ее нормального существования необходимы межнациональные контакты, взаимные влияния различных, порой противоположных школ, течений, направлений. Миграция музыкантов, как и зодчих, происходила в Европе начиная со средневековья. Она продолжается и по сей день, соответственно распространившись на другие части света. Если в эпоху Возрождения и барокко музыканты существовали либо как вольные, странствующие, либо состояли на службе у феодалов, королей, епископов, то начиная с 18 века во всем мире практикуется система контрактов, по которым музыкант (композитор, исполнитель, педагог) нанимается на работу на небольшой срок. При этом в условиях контракта оговаривается деятельность этого музыканта, зарплата, обстоятельства расторжения договора. Разумеется, по обоюдному соглашению контракт может быть продлен. То же самое происходит в театре и кино.
Многих волнует вопрос: не растеряются ли национальные особенности при таком смешении культур? Ведь каждый народ гордится своей культурой!
А вот интересно, если человек умеет говорить и читать на нескольких языках, теряет ли он при этом свой родной язык и умение на нем мыслить? Нет, конечно. Наоборот, он может его обогатить и развить, что, собственно говоря, и происходит.
В музыке процесс взаимодействия различных национальных культур происходит постоянно и очень давно. Но любопытно, что каждая культура берет из чужих только то, что ей ближе и привлекательнее. Если две культуры заимствуют что-то от третьей, то они заимствуют разное. И это разное, сочетаясь с их собственными основами, дает совсем непохожие результаты. Каждая остается сама собой и продолжает развиваться, одно беря, другое отдавая. Австриец Моцарт, чех Мысливечек и российский украинец Березовский учились у итальянцев. Конечно, черты итальянского стиля их объединяют. Но каждый из них - классик собственной национальной культуры.
Вопросы:
1. Музыкальная культура какого народа Вам больше понравилась?
2. Музыкальная культура какого народа Вам ближе и понятней?
3. Музыка какого композитора Вам больше понравилась?
4. Какое музыкальное произведение Вас больше всего поразило и удивило?
5. Кто из музыкальных исполнителей Вам больше понравился?
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.classic-music.ru/muskultura.html