Изначально народная музыка была связана с древними тотемистическими верованиями, народными праздниками, семейно-бытовыми обрядами, охотничьей и трудовой деятельностью, с мифологией и эпосом. Более позднее происхождение имеют протяжные песни, байты, мунажаты, деревенские, «рекрутские», «зимагорские» песни, инструментальные марши и мелодии лирических танцев. В хозяйственной жизни башкир большое место занимала охота. Башкир-охотник, не имея огнестрельного оружия, мог поражать зверя или птицу стрелой из лука камнем из пращи или метательным копьем. Для этого он должен был либо, оставаясь незамеченным, близко подползти к зверю или дичи, либо же подманивать их к себе. Отсюда, у башкир в древности была выработана своеобразная охотничья практика – подражание голосам животных, а также крикам и пересвистываниям птиц. У отдельных виртуозов, владевших подобными охотничьими приемами, это подражание перерастало в своеобразное искусство, отголоски которого встречаются и поныне. Охотничьи приемы подражания горлом всевозможным крикам и пересвистом явились той базой, на которой в древности развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу – редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосия с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного звука и одновременно – особого тембра мелодии, звучащей в верхнем регистре.
В соответствии с характером жизни в древности у башкир широко были развиты изобразительные, программные пьесы для курая. Каждая из этих музыкальных пьес, наряду с определенной мелодией имела и свою сопутствующую музыке легенду, часто представляющую самостоятельное художественное произведение.
В легенде к песне «Поющий журавль», которую слышал еще Ибн-Фадлан в первой четверти 10 века журавли предстают то предвестниками добра, то несчастья. По мотивам этой древней легенды и музыкальной пьесы в советское время написан башкирский национальный балет «Журавлиная песнь».
Народная музыка башкир представлена вокальными и инструментальными произведениями
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, байты, мунажаты, книжные напевы («Мухамадия», «Юсуф и Зулейха» и другие), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни озон кой, короткие песни кыска кой, плясовые песни такмак и другие. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни потешки) и молодежные (хороводно-игровые). Колыбельную песню исполняет Розалия Султангареева.
Различные музыкальные жанры и формы сформировались и развились в результате длительной исторической эволюции. Большинство произведений башкирской народной музыки исполняются в сопровождении народных инструментов. Отдельные музыкальные пьесы содержат и поэтические тексты. Таковы, например, песни «Перепелка», «Буренушка», «Хромой конь» и другие.
Исключительное значение лошади в жизни башкир, особенно ее роль в походах и войнах, породило множество песен и инструментальных пьес о коне. В подавляющем большинстве их преобладают быстрое движение и характерные ритмы, при помощи которых воспроизведен ритм бега коня. Некоторые из пьес имеют словесные тексты, а также сопровождаются программно-изобразительным танцем, в котором также легко можно усмотреть подражание бегу коня и телодвижениям джигита во время верховой езды. Описание исполнения самой популярной из этого цикла пьесы – «Вороной иноходец» («Кара юрга»), – сопровождавшийся пением и танцем, дано позднее, в 18 веке, академиком Иваном Ивановичем Лепехиным. В припеве этой песни четко выражен ритм бега коня. Башкирская народная музыка исполнялась певцами йырау (йыраусы), сказителями (сэсэн) в сопровождении курая, домбры и других народных инструментов.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/t/totem.html (тотем)
http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/ahmed-ibn-fadlan-i-ego-velikoe-puteshestvie/
(фото Ибн Фадлана)
http://broo.bashkiria.ru/site/O-pticah/Biografii-ornitologov-Bashkirii/Lepiohin-Ivan-Ivanovich-1740-1802
http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/ivan-ivanovich-lepyohin-1740-1802
http://in12.ru/blog/?p=409
http://bashhistory.on.ufanet.ru/Vse/kyltyra/kyltyra.html
Мне очень понравилась "Колыбельная" - Розалии Султангареевой. Она спокойная и мелодичная. Кажется что она усыпляет малыша и поёт ему колыбельную песню.