Мусикия

                                                                                                                                                      ВЫХОД | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Весь материал [1]
Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Учебный материал по 5 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 6 классам [32]
Информация по темам
Учебный материал по 7 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 8 классам [16]
Информация по музыке
Учебный материал по 9 классам [16]
Учебный материал по 9 классам
Главная »

Обращение композиторов к музыкальному фольклору других народов


Портрет М. Глинка 1957 год. Художник Коршунов Сергей Степанович

         Михаил Иванович Глинка выдающийся русский композитор, основоположник русской классической музыки родился 1 июня 1804 года в Смоленской губернии, в имении своего отца. Десяти лет он начал учиться игре на фортепьяно и скрипке.
В 1817 году родители привозят Глинку в Петербург и помещают в Благородный пансион при Педагогическом институте. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов. По окончании пансиона в 1822 году он усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.

В 1830 году композитор уезжает за границу – сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии он изучает прославленный вокальный стиль bel canto и сам много сочиняет в «итальянском духе». В 1833 – 1834 годах Глинка живет в Германии и работает в области композиции, полифонии, инструментовки.
В 1834 году Глинка возвращается в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы он, по совету Жуковского, останавливается на предании об Иване Сусанине. Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинка назначается капельмейстером придворной певческой капеллы, которой он руководит в течение двух лет.
В 1844 году Глинка уезжает во Францию, а затем в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры – «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), написанные на испанские народные темы.
По возвращении из-за границы он создает свое значительное симфоническое произведение – «Камаринскую» (1848).
 В 1852 году Глинка вновь уезжает за границу, где проводит с небольшим перерывом последние годы своей жизни.

Скончался Михаил Иванович Глинка 15 февраля 1857 года в Берлине. Впоследствии тело композитора было перевезено в Петербург.
     Михаил Глинка "Арагонская хота".

             Ярким выразителем новых, прогрессивных стремлений русского искусства был старший современник Глинки— Александр Александрович Алябьев, появившийся на свет в 1787 году в дворянской семье. Композитор получил хорошее домашнее воспитание, с детства занимался музыкой.
В 1812 году он добровольцем вступил в ряды войск и прошел с русской армией вплоть до Парижа, участвовал в крупных сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. Близким другом Алябьева в годы Отечественной войны стал знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов, под начальством которого Алябьев  служил во  время кампании. 
После окончания войны Алябьев жил в Петербурге, а затем— в Москве. Он писал камерные ансамбли, романсы, музыку к водевилям, операм.

Общение с выдающимися представителями литературно-художественной интеллигенции способствовало творческому росту Алябьева. Он был знаком с Грибоедовым, Одоевским и другими.
Из романсов Алябьева всего более известен его «Соловей», достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в опере «Севильский цирюльник» Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Ференцем Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: «Вечерком румяну зорю» и «Вечерний звон».

1. Александр Алябьев "Соловей" исполняет Евгения Мирошниченко.
 
2. Александр Алябьев "Вечерний звон" исполняет Марина Капуро.

          


В 1820-х годах имя Алябьева уже пользовалось широкой известностью. Его песни слышались  повсюду. Однако это  счастливое  время продолжалось недолго. Весной 1825 года композитора обвинили в убий­стве во время карточной игры и арестовали. Несмотря на недоказан­ность преступления, он после трех­летнего пребывания в крепости под стражей был сослан в Сибирь, в город Тобольск. Скорее всего, правительство Николая I под предлогом обвинения в убийстве удалило Алябьева «сглаз долой» как человека, связанного дружескими узами с не­которыми из декабристов.
В 1833 году Алябьев был переведен в ссылку в Оренбургский край, в который входила и Башкирия. Военным губернатором здесь был генерал-лейтенант Василий Алексеевич ПеровскийПеровский, окруживший себя талантливыми людьми. Опальный композитор служил в канцелярии Перовского и не был особенно загружен. Он даже получал творческие отпуска.

В этот период Алябьев записывает башкирские и татарские народные напевы и создает на основе башкирских и одной киргизской мелодии вокальный цикл Азиатские песни, а на башкирскую мелодию, сообщенную ему  Алексеем Николаевичем Верстовским, пишет увертюру для симфонического оркестра. Собирание и использование башкирских народных мелодий в оригинальных сочинениях Алябьева можно считать началом вхождения башкирской народной музыки в русло профессионального музыкального искусства.  Во время оренбургской ссылки в полную силу зазвучали в творчестве Алябьева новые темы и образы, связанные с преданиями и песнями башкир. В одном из писем композитор с радостью сообщает: "Скоро начну писать башкирскую увертюру, тема чудесная..."

1. Александр Алябьев "Башкирская" (Зулейха) на слова Салавата Юлаева
    (из цикла "Азиатские песни"). Исполняет Зайнап Фархутдинова.
 


Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.muzzal.ru/alyabev.htm;
http://bash.bashvest.ru/eng/showinf.php?id=13710; http://www.ngpedia.ru/id178600p2.html
http://www.calend.ru/person/1893/
Всего комментариев: 321 2 3 4 »
avatar
0
32
Мне понравилось одно из лучших произведений Алябьева это - "Соловей".Музыка вызывает восторг!
avatar
0
31
Мне понравилась эта статья , я узнал много нового о композиторах: Михаил Глинка и Александр Александрович Алябьев . Также мне понравилась музыка " Алябьев - Соловей " потому-что она спокойная и нарастающая и в некоторых моментах весёлая .
avatar
0
30
Мне очень понравился танец "Арагонская хота", танцовщицы очень красиво танцуют, синхронно.У них оригинальные костюмы.
Ещё мне понравилось произведение "Вечерний звон", мне понравился голос исполнительницы, Марины Капуро
avatar
1
29
Мне очень понравилась биография русского композитора А. А. Алябьева. Особенно его произведение "Вечерний звон", оно очень мелодичное, спокойное, грустное... Меня оно очень взволновало. Спасибо за статью.
avatar
0
28
Я прочитала всё от начало до конца и посматрела всё всё я слушала компазицию ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН мне понравилось это кампазиция из все! biggrin
avatar
0
27
Мне понравился испанский танец "Арагонская хота". Они очень красиво танцуют, поднимает настроение!!!
avatar
0
26
МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ МУЗЫКА "ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН". МАРИНА КАПУРО ОЧЕНЬ КРАСИВО ПЕЛА И МНЕ ПОКАЗАЛАСЬ, ЧТО ВОКРУГ ВСЁ РАССВЕТАЕТ И НАСТУПАЕТ УТРО, А НЕ ВЕЧЕР.
avatar
0
25
Мне очень понравился испанский танец "Арагонская хота".В нем очень красивые но в то же время быстрые и чёткие движения.Этот танец мне по душе.
avatar
0
24
красивое видео. мне понравилось
avatar
1
23
Мне понравилась постановка танца Испанский танец "Арагонская хота", там видно какие сложные движения выполняют танцовщицы, они выполняют всё чётко и быстро сразу видно какой у них хороший руководитель. "Вечерний звон" исполняет Марина Капуро эта композиция мне очень по душе, я могу эту композицию слушать часами. Большое спасибо за статью !!! Я узнала много интересного.
1-10 11-20 21-30 31-32

avatar