Основные стили песенного народного творчества башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, баиты, мунажаты, книжные напевы ("Мухамадия", "Юсуф и Зулейха" и другие), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни озон кой, короткие быстрые песни кыска кой, плясовые песни такмак и другие. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые). народной музыки и исполнительских традиций являются сэсэны, йырау (певцы) и кураисты.
Основные стили песенного народного творчества башкир.
Озон кой (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе (объеме), в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками Большинство произведений башкирской вокальной музыки исполняется в сопровождении курая, думбыры, скрипки, мандолины и других. Возникавшие в прошлом исторические связи определили в башкирской народной музыке генетическую общность и аналогии с музыкой других народов (алтайцев, казахов и других) и различные заимствования татарских, казахских, русских, украинских мелодий ("Сэрмэн", "Казачок", "Барыня", "Чижик", "Гопак" и другие). Носителями , сприхотливой орнаментикой. Примером является песня "Камалек". Это название реки в Башкортостане.
Башкирская народная песня "Камелек", исполняет на курае Ильшат Султангареев.
Халмак кой (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе (объеме)
Кыска кой (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.
Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенлэу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.
Башкирская народная песня "Карабай", исполняет на курае Абдулла Хальфитдинов.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://lik-kuzbassa.narod.ru/bashkirskiy-fol.htmм
мне очень понравилось несколько произведений Татарский мунажат - Ак калфак,"Карабай" - Абдулла Хальфитдинов - курай,"Камелек" - Роберт Юлдашев - курай ... и очень понравилась статья...
Статья интересная! ^_^В озон-кюй конкретное смысловое содержание ,поэтического текста протяжных песен отражается в сюжете, при этом совершенно не обязательно, чтобы песенный сюжет отражал целостное содержание истории или легенды. Иногда даже может показаться, что поэтический текст протяжной песни не связан непосредственно с текстом легенды. Это происходит в тех случаях, когда в истории песни говорится о событиях, жизненных ситуациях, отражающих действия и поступки героя, а в самой песне поется о его чувствах и переживаниях, вызванных этими событиями. Поэтому изучение поэтических сюжетов протяжных песен имеет существенное значение.