Озон кой (башкирское оҙон көй, от башкирского оҙон — долгий, көй — напев, мелодия), долгая протяжная пеcня. Озон кой является вершиной певческого искусства башкирского народа. В поэтических текстах озон кой всесторонне отражается мир мыслей и чувств башкирского народа. Напевы протяжных песен отличаются драматизмом и психологической глубиной. Для мелодий озон кой свойственны виртуозность и импровизационность. Их стилевыми особенностями являются: развернутость и большой диапазон (до двух октав и выше), широкая распевность и богатая мелодическая орнаментика. Форма напева озон кой - мелодический период, охватывающий полу строфу поэтического текста. Мелодический период чаще всего складывается из 2 связанных со стихотворными строками предложений, которые, в свою очередь, расчленяются на музыкальные фразы.
По жанрово-тематическому признаку озон кой делятся на два вида песен.
Лироэпические: о борьбе против колониального гнета ("Урал", "Салават"), об армейской службе и военных походах ("Армия", "Эскадрон"), о кантонных начальниках ("Кулуй- кантон", "Абдулла-ахун", "Азамат-кантон"), о беглецах и ссыльных ("Бейеш", "Буранбай", "Шагибарак").
Лирические: о природе ("Хандугас", "Камалек"), о социальном неравенстве("Мал"), о женской доле ("Таштугай", "Гильмияза", "Зульхиза"), о любви ("Салимакай"), о жизни ("Калды", "Прожитая жизнь").
Озон койтрадиционно исполняются в сопровождении курая и имеют инструментальные (курайные, реже скрипичные) версии.
Исполнение озон кой предваряется легендой - историей песни, которая разъясняет содержание и эмоционально подготавливает слушателей. Искусству протяжного пения обучаются с детства. Одним из главных условий развития озон кой и становления йыраусы являлись состязания певцов и кураистов, проходившие на народных собраниях - йыйынах.
Среди певцов, исполняющих протяжные песни, преобладают высокие мужские (теноры) и женские (сопрано) голоса. Выдающиеся исполнители башкирского озон кой - Газиз Альмухаметов, Мухтар Баимов, Магафур Хисматуллин, Флюра Кильдиярова, Абдулла Султанов, Мухаметьян Казакбаев, Рамазан Янбеков и другие.
Башкирская народная песня "Буранбай". Исполняет Абдулла Султанов.
Башкирская народная песня "Армия". Исполняет Мухаметьян Казакбаев.
Первые записи башкирского озон кой сделаны в конце 19 века оренбургским учителем Гайсой Хамидулловичем Еникеевым с помощью А.И.Оводова. Первые публикации помещены в книге Сергея Гавриловича Рыбакова"Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897).
Серьезное исследование озон кой как жанра башкирской народной музыки предпринял Лев Николаевич Лебединский в книге"Башкирские народные песни и наигрыши" (М., 1965).
На примере анализа озон кой "Зульхиза" он устанавливает общие принципы структуры и музыкально-стилистические черты башкирской протяжных песен.
Исследования в этой области продолжили музыковеды Хамзафар Сабирович Ихтисамов, Роман Федорович Зелинский, Фарит Хаснуллович Камаев.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://ufa-gid.com/encyclopedia/uzun.html
Литература: Ихтисамов Х.С. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской протяжной песни озон кой:
О цикличности ритмического развития //Науч.-метод. записки. Вып. I. Уфа, 1973.
Л.К.Сальманова.
А т а н о в а Л.П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского народа //Фольклористика в Советской Башкирии. Вып.1. Уфа, 1974.&