Мусикия

                                                                                                                                                      ВЫХОД | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Весь материал [1]
Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Учебный материал по 5 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 6 классам [32]
Информация по темам
Учебный материал по 7 классам [34]
Информация по темам
Учебный материал по 8 классам [16]
Информация по музыке
Учебный материал по 9 классам [16]
Учебный материал по 9 классам
Главная »

Песни о батырах беглецах


  Отдельный   цикл   башкирских   народных   песен   составляют песни о людях, сосланных на каторгу, заточенных в тюрьму или скрывающихся в Уральских горах за неповиновение властями или выступление против помещиков и баев. Песни такого типа воз­никли главным образом в первой половине 19 века, когда бесчинст­вовала военно-административная власть при системе кантонного управления Башкирией.
Самые распространенные из них: «Буранбай», «Бииш», «Ханака», «Гумеров», «Шагибарак», «Юрка-Юнус». Эти песни истинно народные: в них выражено сердечно-теплое, благожелательное отношение народа к смелым людям, которые пострадали за общественное дело, а также чувство привя­занности и преданности народу самих невольников или беглецов. Благодаря такой взаимосвязи, социальный протест звучит в них громче. Песни сложены в виде краткого описания судьбы человека «вне закона» – бунтовщика или мятежника,  скрывающегося в горах и лесах, или сосланного на каторгу. Буранбай из ссылки присылал трогательные письма. Этим эпизодом и начинается текст песни о нем:

Листы, листы да белые листы,
То Буранбай нам письма написал
Когда в письме слова его прочли,
Все плакали в ауле – стар и мал

Перевод Искандера Галиаскаровича Гизатуллина

Что касается общего содержания песен о каторжанах и бегле­цах, то его в какой-то мере можно представить хотя бы следую­щими характерными деталями: «таких ли людей отправлять в Си­бирь», «нет у него богатства, чтоб волю себе купить», «вернулся бы он, но сзади и спереди – караул», «от того, что меня сослали, увеличится ли богатство бая (такого-то)», «не попрекайте детей тем, что отца его сослали, …а его песни в память о нем пойте», «не верьте, друзья, кантонам: кантоны губят наши головы».
Эти песни не отражают большие события исторического значе­ния, в народную память они врезались надолго благодаря глубо­кому лирическому содержанию и красивым мелодиям. «Буранбай» и «Бииш» популярны и любимы в народе и поныне. Вряд ли кто помнит сейчас, что за люди были Буранбай и Бииш. Но песни о них, как песни о Салавате, живут тем не менее как шедевры на­родной поэзии.
Каждая песня в цикле отражает судьбу конкретного человека, его взгляды и чувства, а невысказанная в ней «биографическая справка» доносится связанной с песней легендой.         
Мотивы протеста социальной несправедливости довольно зримо отразились в исторических песнях о беглых, получивших наиболее широкое распространение в период кантонного управле­ния Башкирией. Народ вложил глубокий социальный смысл в эти песни. Беглый – это не грабитель и не разбойник на дороге. Об этом очень хорошо сказано в песне «Бииш». Я на гнедом промчался скакуне По землям, где боярский гнет – владыка. Не надо всех ворами величать. Кто скрылся за горами Ирендыка. Беглый, о котором трогательно поётся во многих песнях, это человек бунтарского духа, сбежавший из тюрьмы, куда он был посажен за выступления против существующих общественных порядков, за вольнодумие, скрывавшийся от властей в горах и ле­сах.  
Герои песен о беглых – это конкретно-исторические личности. Среди них мы видим старшину волости Буранбая Кутусова («Буранбай»), беглого солдата Бииша Ишкинина («Бииш»), старосту деревни Шафика Ишемгулова («Шафик») и других. В лице смелых и отчаянных беглых простые люди видели своих защитников от притеснений начальства. Выступление против существующих по­рядков, побег из тюрьмы или ссылки, убийство ненавистных на­роду злых властителей, поджоги их имений воспринимались простыми людьми как проявление мужества и справедливости. Герои многих песен предстают перед нами как батыры, вставшие на путь защиты бедных и обездоленных.
Такова, например, песня «Гадибэк Насыр». Даже в неволе он страшен представителям власти; «Башкир-невольник Гадибэк Насыр для генерал-майора страшнее волка». Из неволи слышен его устрашающий голос: Пусть знает род Тимашевых-бояр: Их Гадибэк в покое не оставит.
Бииш батыр, герой одноименной песни, по крепости духа и не­обычайной силе напоминает эпического батыра:

Переправлялся враг через Кизил -
И два отряда я один разбил.

Беглые всегда были защитниками народного добра. Именно по­этому простой люд относился к ним с большим сочувствием, скрывал от властей, помогал им чем мог. Об этом очень хорошо говорится в истории песни «Саляй». О народной любви ко многим беглым повествуют также песни «Буранбай», «Сираев». Многие песни имеют трагическое содержание, но тем не менее и в них сквозят оптимистические нотки. Герой всегда уверен в том, что справедливость восторжествует, что, если даже он погиб­нет, его дело продолжат другие: Не радуйтесь тому, что я в неволе, ведь и после меня вырастут батыры. Следует заметить, что по своему содержанию и композиции песни о беглых во многом схожи друг с другом. В то же время ка­ждая из них самобытна и неповторима. Нельзя, например, спутать песню «Буранбай» с песней «Загидулла» или «Юрка-Юныс», хотя судьбы героев этих песен одинаково полны трагизма и безысход­ности. Для многих песен о беглых характерны общие мотивы. Это связано не просто со схожестью судеб героев песен, а в не мень­шей мере с законами народного творчества, песенно-эпическими традициями. Этим можно объяснить и преобладание в песнях од­нотипных раздумий о судьбе, о разлуке и тоске по родным. Именно поэтому в песнях о беглых отдельные строфы «кочуют» из песни в песню, что приводит к размыванию конкретно-историче­ской основы многих песен, делая их песнями-близнецами.
                                                      

Чтобы прослушать и узнать подробную информацию о песнях кликните по ссылке, которая находится в начале статьи и носит название песни! 
 
Всего комментариев: 461 2 3 4 5 »
avatar
0
45
Я очень люблю послушать протяжные песни башкир, в них - вся история нашего многострадального народа. Слушаю и тихонько плачу от радости, что есть такие песни. Жалко, что через несколько столетий этого народа не будет. Все идет к этому. Останутся только песни и книги, переведенные на русский язык.
avatar
0
46
Это не правда! Такой народ с такими песнями будет жить вечно!
avatar
0
44
мне очень понравилась эта статья я узнала о том, как батыры боролись с несправедливостью!
спасибо большое!!!
avatar
0
43
Я узнала, что, беглый - это не грабитель и не разбойник на дороге. Песни "Буранбай" и "Бииш" очень красивые, но в тоже время очень трогательные и чувственные.
Мне очень понравилось начало песни:

Листы, листы да белые листы,
То Буранбай нам письма написал
Когда в письме слова его прочли,
Все плакали в ауле – стар и мал.

Перевод И Гизатуллин
avatar
0
42
понравилось видео, довольно трогательно видеть охотника который ходит по которым когда-то ходил он когда был молодой.
avatar
0
41
мне понравился стих

Листы, листы да белые листы,
То Буранбай нам письма написал
Когда в письме слова его прочли,
Все плакали в ауле – стар и мал

И видео как батыр вспоминал свое прошлое было даже немного было радостно и грустно ......
avatar
0
40
Мне очень понравилось видео
и начало песни:

Листы, листы да белые листы,
То Буранбай нам письма написал
Когда в письме слова его прочли,
Все плакали в ауле – стар и мал

Который перевёл:И. Гизатуллин
avatar
0
39
тема очень интересная.видео довольно интересное.песня в песне очень красивая. happy happy
avatar
0
38
мне очень понравилось видео. Оно очень душевное и трогательное. Очень трогательно видеть, что охотник ходит по местам по которым он ходил тогда когда ещё был молод и весел.
avatar
0
37
Из статьи я открыла много нового,что Беглый-это не грабитель,об этом хорошо сказано в песне "Бииш".Сбежавший из тюрьмы,был посажен за выступления против существующих общественных порядков.В лице смелых и отчаянных беглых простые люди видели своих защитников от притеснений начальства.Герои многих песен предстают перед нами как батыры в песне "Годибэк Насыр".Поэтому простой люд помогал им чем мог,как в песне "Саляй".Герой всегда уверен в том,что справедливость восторжествует,что,если даже он погибнет,его дело продолжат другие.
avatar
0
36
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ И СТИХ:
Листы, листы да белые листы,
То Буранбай нам письма написал
Когда в письме слова его прочли,
Все плакали в ауле – стар и мал
ТАКОЙ ДУШЕВНЫЙ СТИХ! angel
1-10 11-20 21-30 31-40 41-45

avatar