Отдельный цикл башкирских народных песен составляют песни о людях, сосланных на каторгу, заточенных в тюрьму или скрывающихся в Уральских горах за неповиновение властями или выступление против помещиков и баев. Песни такого типа возникли главным образом в первой половине 19 века, когда бесчинствовала военно-административная власть при системе кантонного управления Башкирией.
Самые распространенные из них: «Буранбай», «Бииш», «Ханака», «Гумеров», «Шагибарак», «Юрка-Юнус». Эти песни истинно народные: в них выражено сердечно-теплое, благожелательное отношение народа к смелым людям, которые пострадали за общественное дело, а также чувство привязанности и преданности народу самих невольников или беглецов. Благодаря такой взаимосвязи, социальный протест звучит в них громче. Песни сложены в виде краткого описания судьбы человека «вне закона» – бунтовщика или мятежника, скрывающегося в горах и лесах, или сосланного на каторгу. Буранбай из ссылки присылал трогательные письма. Этим эпизодом и начинается текст песни о нем:
Листы, листы да белые листы,
То Буранбай нам письма написал
Когда в письме слова его прочли,
Все плакали в ауле – стар и мал
Перевод Искандера Галиаскаровича Гизатуллина
Что касается общего содержания песен о каторжанах и беглецах, то его в какой-то мере можно представить хотя бы следующими характерными деталями: «таких ли людей отправлять в Сибирь», «нет у него богатства, чтоб волю себе купить», «вернулся бы он, но сзади и спереди – караул», «от того, что меня сослали, увеличится ли богатство бая (такого-то)», «не попрекайте детей тем, что отца его сослали, …а его песни в память о нем пойте», «не верьте, друзья, кантонам: кантоны губят наши головы».
Эти песни не отражают большие события исторического значения, в народную память они врезались надолго благодаря глубокому лирическому содержанию и красивым мелодиям. «Буранбай» и «Бииш» популярны и любимы в народе и поныне. Вряд ли кто помнит сейчас, что за люди были Буранбай и Бииш. Но песни о них, как песни о Салавате, живут тем не менее как шедевры народной поэзии.
Каждая песня в цикле отражает судьбу конкретного человека, его взгляды и чувства, а невысказанная в ней «биографическая справка» доносится связанной с песней легендой.
Мотивы протеста социальной несправедливости довольно зримо отразились в исторических песнях о беглых, получивших наиболее широкое распространение в период кантонного управления Башкирией. Народ вложил глубокий социальный смысл в эти песни. Беглый – это не грабитель и не разбойник на дороге. Об этом очень хорошо сказано в песне «Бииш». Я на гнедом промчался скакуне По землям, где боярский гнет – владыка. Не надо всех ворами величать. Кто скрылся за горами Ирендыка. Беглый, о котором трогательно поётся во многих песнях, это человек бунтарского духа, сбежавший из тюрьмы, куда он был посажен за выступления против существующих общественных порядков, за вольнодумие, скрывавшийся от властей в горах и лесах.
Герои песен о беглых – это конкретно-исторические личности. Среди них мы видим старшину волости Буранбая Кутусова («Буранбай»), беглого солдата Бииша Ишкинина («Бииш»), старосту деревни Шафика Ишемгулова («Шафик») и других. В лице смелых и отчаянных беглых простые люди видели своих защитников от притеснений начальства. Выступление против существующих порядков, побег из тюрьмы или ссылки, убийство ненавистных народу злых властителей, поджоги их имений воспринимались простыми людьми как проявление мужества и справедливости. Герои многих песен предстают перед нами как батыры, вставшие на путь защиты бедных и обездоленных.
Такова, например, песня «Гадибэк Насыр». Даже в неволе он страшен представителям власти; «Башкир-невольник Гадибэк Насыр для генерал-майора страшнее волка». Из неволи слышен его устрашающий голос: Пусть знает род Тимашевых-бояр: Их Гадибэк в покое не оставит.
Бииш батыр, герой одноименной песни, по крепости духа и необычайной силе напоминает эпического батыра:
Переправлялся враг через Кизил -
И два отряда я один разбил.
Беглые всегда были защитниками народного добра. Именно поэтому простой люд относился к ним с большим сочувствием, скрывал от властей, помогал им чем мог. Об этом очень хорошо говорится в истории песни «Саляй». О народной любви ко многим беглым повествуют также песни «Буранбай», «Сираев». Многие песни имеют трагическое содержание, но тем не менее и в них сквозят оптимистические нотки. Герой всегда уверен в том, что справедливость восторжествует, что, если даже он погибнет, его дело продолжат другие: Не радуйтесь тому, что я в неволе, ведь и после меня вырастут батыры. Следует заметить, что по своему содержанию и композиции песни о беглых во многом схожи друг с другом. В то же время каждая из них самобытна и неповторима. Нельзя, например, спутать песню «Буранбай» с песней «Загидулла» или «Юрка-Юныс», хотя судьбы героев этих песен одинаково полны трагизма и безысходности. Для многих песен о беглых характерны общие мотивы. Это связано не просто со схожестью судеб героев песен, а в не меньшей мере с законами народного творчества, песенно-эпическими традициями. Этим можно объяснить и преобладание в песнях однотипных раздумий о судьбе, о разлуке и тоске по родным. Именно поэтому в песнях о беглых отдельные строфы «кочуют» из песни в песню, что приводит к размыванию конкретно-исторической основы многих песен, делая их песнями-близнецами.
Чтобы прослушать и узнать подробную информацию о песнях кликните по ссылке, которая находится в начале статьи и носит название песни!