2-четверть. "История песен, история народа" Песни о любви
В башкирской устной народной поэзии широкое развитие получили песни о семейном быте, о любви. В основе любовной лирики лежит желание молодых людей видеть друг друга равными и счастливыми, всю жизнь быть вместе, неся любовь через годы. Парень и девушка через песню раскрывали чистоту своей любви, идеализировали красоту возлюбленной или возлюбленного. Парень сравнивал одну щеку любимой с солнцем, другую – с луной, стан ее – с тальником, пальцы – с камышом, а взгляд у нее такой, что «из-под ресниц сыплются цветы».
В передаче любовных чувств и переживаний такая символика вошла в систему, самые прекрасные образцы ее мы видим в песнях «Салимакей», «Кусбика», «Ай-хай, Бибикамиля».
В эту группу входят также сюжетные песни, близкие к короткой лирической поэме. Примером может послужить песня «Белокурые волосы». Немалое количество песен о любви выражает чувства разлуки и одиночества, вызванные тем, что два молодых человека по различным причинам, часто независящим от них, не могут соединить свои судьбы. В подобных песнях выступают свои специфические образы, своя символика. Переживания живущих в разлуке большей частью связаны с образами соловья, часто – кукушки, а также лебедя, диких гусей, одинокой березы, одинокой луны: «…если ты соловей, то я ласточка, будем живы – соединим свои судьбы», «соловей в черемухе, а ты – в моих мыслях», «не кукуй, кукушечка, в бреду, не береди мою печаль», «Луна одинока, и я одинок, кто будет другом луне? У луны друг – звездочка, кто же будет другом мне?». Примечательно и ценно то, как видно из многих песен, что искренне любящим друг друга джигиту и девушке и трудности жизни кажутся легко переносимыми, и разлука, заставившая так сильно соскучиться друг по другу, рассматривается ими только как кратковременное явление. Выше всего – необоримая надежда на скорую встречу. Истинная любовь не признает власти разлуки -«только любящие, только горячие сердца соединятся вместе». Ни расстояния, ни время не способны заглушить любовь:
В ушах золотые серьги,
Тонкие браслеты на запястьях
Хоть и велико между нами расстояние,
Ты по-прежнему близка моему сердцу.
И все же законы классового общества неумолимы. Материальное неравенство между людьми пагубно сказывается везде и всюду. Бедность влюбленного парня (о ней хорошо говорится в песне «Аргамак одинок, парень беден»: «Эх, красавица моя, что мне дать тебе: нет богатства у меня, привезенного из Бухары; нет калыма, чтобы дать твоему отцу; нет у меня денег от проданных товаров; нет сада, который приносил бы богатство»), веками существующие предрассудки и обычаи, бесправное положение женщин,- все это зачастую разрушало добрую мечту молодых о семье, мешало их счастливому соединению.
Девушку отдавали за нелюбимого человека, а парня женили на нелюбимой девушке. Не случайно поэтому, что большая часть песен повествует о несчастной любви молодых в обществе, построенном на материальном и моральном угнетении человека человеком.
Башкиры очень любят своих девушек. Они даже сравнивают щечки любимых с солнцем и луной. Придумывают в честь своих девушек песни, стихи и т.д. Мне очень понравилась песня "Салимкай", в ней играет только лишь курай, но все же можно почувствовать как в этой игре курая выражена любовь к девушкам. Песня "Салимкай" - очень глубоко проникает в душу, оно очень лиричное.
Мне понравилась видеозапись "Башкирская народная",потому что она очень милая,мелодичная,красивая природа,но бывает,что иногда эта песня бывает грустной,красиво звучал курай. Статья тоже хорошая,спасибо.
Я просмотрела видео "Башкирская народная" и мне она очень понравилась. Песня была очень душевной и даже без перевода понятно, что девушка провожая своего возлюбленного ждёт когда он быстрей вернётся наверно с охоты с дичью.