Следует отметить, что многие песни об армии сочинены не в плане повествования о военных событиях. В них прежде всего выражены отношение джигитов к линейной службе, их раздумья, связанные с ней. Таковы, например, песни «Армия», «Уил», «Иман-гул», «Карпаты». Преобладание лирических мотивов в этих песнях затрудняет определение их конкретно-исторической основы. В песнях о линейной службе нет конкретного исторического лица. В то же время в них отразились события, связанные с историческими судьбами башкирского народа, его родной земли.
В центре внимания армейских песен стоит безымянный герой, испытавший на себе всю тяжесть линейной службы, иногда продолжавшейся до двадцати пяти лет. Для примера можно указать на песню «Армия», имеющую исключительную силу обобщения. Безымянный герой песни скучает по дому, родным, плачет по уходящей жизни. В этой песне обобщена трагическая судьба всего башкирского народа:
Отдал я службе двадцать пять годков
Считай, впустую жизнь свою отдал я.
В историко-песенной поэзии башкир значительное место занимают песни о конкретных военных походах. Такие песни по своему содержанию и характеру очень близки к песням о линейной службе. Однако песни о военных походах не ограничиваются лишь выражением переживаний, раздумий героя, в них первенствует рассказ об отдельных моментах военных походов. Для примера можно указать на песни «Сырдарья», «Перовский», «Ак мечеть», в которых повествуется о колониальных военных походах генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского в Хиву в 1839 и 1852 годах.
Среди исторических песен есть песни о русско-турецких войнах. Этих войн в течение 19 века, да и ранее, было несколько, и поэтому трудно определить о какой из этих войн сложена та или другая песня. Но почти все они повествуют о тяжелой доле солдат, попавших в плен туркам.
Песни о русско-японской войне 1905 года разнообразны как по содержанию, так и по поэтике. Если, например, песня «Гайса-странник» сложена в традициях озон кой как раздумья героя о судьбе человека, оказавшегося вдалеке от родимых мест, то другие песни, скажем, «Порт-Артур», «Маньчжурия», поются как кыска кой. По своей поэтике особо выделяется песня «Порт-Артур», в которой раскрывается империалистическая сущность войны, показывается продажность русских генералов, в то же время героизм и мужество простых солдат, сложивших свои головы в этой войне.
Особенно примечательны песни о сторожевой службе башкир на Оренбургской пограничной линии (по рекам Тоболу и Уралу до Каспия): «Армия», «Уил» и другие; песни об Отечественной войне 1812 года: «Вторая армия», «Французская песня», «Эскадрон», «Рыжий конь со звездочкой на лбу», «Кутузов», «Командир Кахым» , «Любизар» и многие другие. В песнях освещены основные моменты военной службы: уход в армию, линейная служба, походная жизнь, война, смерть, победа, возвращение на родину.
Линейная служба башкир, длительная и тяжелая, изнурительные военные походы и экспедиции в казахские степи и Среднюю Азию рождали грустные песни тоски о родине, дому и близким. Таковы, например, песий «Армия», «Уил» и «Дикие гуси». Для напева большинства из них характерен драматизм, а для поэтических текстов – своеобразная символика. Вольные птицы, часто дикие гуси или лебеди, служат символическими образами, связанными с родными местами, с домом:
Смотрю я: гуси дикие летят;
Друзья, ай-хай, друзья мои!
Кому же пух гусиный собирать?
На родину вернуться каждый рад.
Друзья, ай-ах, друзья мои!
Кому не дорога отчизна-мать?
Перевод Н. Милованова
Совершенно иные – бодрые, жизнеутверждающие мотивы звучат в песнях о солдатской жизни, когда служба в армии, как бы тяжела она ни была, преследует интересы родины, связана с ее защитой от иноземных захватчиков. Это, главным образом, башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года, имеющие большое познавательное и музыкально-поэтическое значение.
В первой половине 19 века в знак благодарности башкирским поискам за их военные заслуги, в Оренбурге началось строительство Караван-сарая. Печальная история с его постройкой легла в основу народной песня «Караван-сарай», замечательной по своей мелодии, глубине мысли и непревзойденному поэтическому мастерству.
Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских песнях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен представляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей,- любовь к родине, гордость за нее и готовность защищать ее, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к существующим на родной земле несправедливым общественным порядком и с протестом против социального и национального неравенства с другой. Разумеется, эта большая целостная идея проводится в песнях на разном уровне, на разной глубине.
Чтобы прослушать и узнать подробную информацию кликните по ссылке, которая носит название песни!