Образцами лирических народных песен, посвященных скорбной доле башкирской женщины в прошлом, являются: «Таштугай», «Зульхиза», «Шаура, «Гильмияза», «Мадинакай».
В народных песнях о женской доле создан драматический образ молодой женщины, насильно выданной замуж. Излюбленные поэтические мотивы здесь: тоска по родной стороне, горестное воспоминание о покинутом сердечном друге, ненависть к нелюбимому мужу и его родителям, под строгим наблюдением которых проходил ее трудовой день. Поэтому естественно, что башкирские песни о женской доле обычно не допускают веселого напева, исключают шуточные сравнения, прибаутки и каламбуры, что можно наблюдать в любовной лирике «равных пар».
Широкое распространение песен данной группы вызвано самой природой патриархально-феодального быта и усилением влияния ислама, по законам которого женщина занимала подчиненное положение в семье и была лишена гражданских прав.
Как мы уже говорили, по старым родовым обычаям брак между людьми одного рода был запрещен. Поэтому девушка, проданная за богатый калым, к тому же еще была вынуждена покидать родные края. Резким протестом молодых снох против своей судьбы полны эти песни. Вот строчки из песни «Мадинакай»:
Птенцы кукушки растут
Чужими в чужом гнезде,
Плачет девушка, слезы льет,
Горюя, что жизнь молодая загублена
За исключением «Таштугай», каждая из песен названа по имени девушки, выданной замуж против ее воли. И у всех песен в предыстории лежит своя легенда, помогающая глубже понять и прочувствовать их содержание. Вот легенды, сопровождающие песни «Таштугай» и «Зульхиза».
Знатный батыр катайского рода Кутур отдал свою дочь Кюн-хылу в усерганский род – за сына старшины Кубяка Альми, человека молчаливого, ни на что не способного, который «ел то, чем его кормили, носил то, во что его одевали, и боялся собственной тени». Кюнхылу не может привыкнуть к чужому краю, прозванному Таштугай (Каменная степь), тоскует по родным горам и лесам, по любимому Байгубеку. Свои переживания она изливает в песне:
Ай, Таштугай, покоя нет, ветра,
Укрылась бы от них, да рощи нет.
Безжизненный достался мне в мужья,
Открылась бы ему — да смысла нет.
Ай, Таштугай, унылый край ветров,
На голом камне птицею кричу.
Я выросла в горах, среди цветов,
Чем горе здесь, в степи, я облегчу?
Ай, Таштугай я срежу твой камыш,
И на курае песнею зальюсь.
Ай, Таштугай, кукушки нету здесь,
И на родной Урал я возвращусь.
Перевод А. Ромма
Свекор сжалился над молодой невесткой и отпустил ее вместе с мужем навестить родителей. Кюнхылу встречается с Байгубеком в чернотале на берегу родника. Однажды люди замечают ее кольцо на руке Байгубека, а его кольцо с изображением чернотала и коня – на руке Кюнхылу. Это означало, что они договорились бежать. Тогда Байгубека убивают, а Кюнхылу увозят обратно в Таштугай. Но и она живет недолго: погибает, бросившись в реку.
"Таштугай" исполняет на курае Роберт Юлдашев.
Такая же трагическая судьба постигла героиню песни «Зульхиза».
В долине Ирандыка была у одного охотника дочь по имени Зульхиза. Она любила парня Арслана из соседнего рода. Отцы и матери не препятствовали любви молодых людей и только радовались, любуясь на них. Зульхиза и Арслан еще в детстве, по обычаю, были наречены. Было решено, что, когда Арслан сядет на коня, а Зульхиза будет способна поднять коромысло, они поженятся. Однако мечты молодых и их родителей не сбылись.
Помешал богач Кадыргул. Он предложил богатый калым за Зульхизу, чтобы взять ее себе в третьи жены.
Отец девушки не согласился, но Кадыргул от своего желания не стал отступаться. Он решил убить Арслана. Джигит, почуяв неладное, насторожился, стал ходить только в окружении друзей. Тогда Кадыргул решил действовать по-иному. Он зарезал трехгодовалого жеребца и отдал его некоему Ярмету за то, что тот убьет Арслана. Соперника же своего он ложно обвинил в похищении жеребца, поднял шум и, подкупив свидетелей, старается засадить его в тюрьму. Арслан вынужден скрыться. Он оказывается в положении беглого.
Пользуясь этим, Кадыргул добивается своего – берет третью жену.
Зульхиза тоскует об Арслане и в печали проливает горькие слезы. Темными летними ночами Арслан тайком пробирается к кибитке Кадыргула и играет на курае песню «Зульхиза». Погруженный в свое горе, позабыв обо всем на свете, он играет, а сзади к нему подкрадывается Ярмет и закалывает его ножом.
Печальны и поэтичны легенды, еще проникновеннее и поэтичнее связанные с ними песни, омытые слезами и сверкающие, будто шлифованные алмазы, в сокровищнице башкирской народной песенно-музыкальной культуры.
По Ахнафу Ибрагимовичу Харисову.
"Зульхиза" поет Абдуллин Сулейман.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.bashculture.ru/archives/60