Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18-го и 1-й половины 19 века. В музыке романтизм сформировался в 1820-х годах и сохранял свое значение вплоть до начала 20 века. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 годах, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает ихпристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.
Принципы романтизма утверждали многие выдающиеся композиторы разных стран.
Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.
Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой — утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета.
Среди композиторов 2-й половины 19 — начала 20 века,: в чьем творчестве романтические традиции способствовали утверждению гуманистических идей, — Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Рихард Штраус, Эдвард Григ, Бедржих Сметана, Антонин Дворжак и другие...
В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки.
Велика роль романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики Михаила Ивановича Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила». В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантастических оперНиколая Андреевича Римского-Корсакова, в симфонических поэмах Петра Ильича Чайковского и композиторов «Могучей кучки». Романтическое начало пронизывает сочинения Александра Николаевича Скрябина и Сергея Васильевича Рахманинова.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.muzzal.ru/romantizm.htm
http://www.people.su/images/catalog/main/npid_12524.jpg
http://cs615717.vk.me/u27720160/video/s_72a381df.jpg
http://pogudin-oleg.ru/_fr/31/6449131.jpg
мне очень понравилось произведение И.Брамса "Венгерский танец 5" в исполнении "Виртуозов Москвы" . Оно очень весёлое, задорное. Произведение исполнено на профессиональном уровне.
Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX вв., представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII в. — первой половины XIX в.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е гг., развитие его заняло весь XIX в. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в т.ч. баллада.
Представителями романтизма в музыке являются: Ф.Шуберт; Ф.Мендельсон, Р.Шуман, А.А.Алябьев, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский.