Реформы Петра I внесли в привычный уклад русской жизни самые крупные изменения. Успешные войны укрепили Русское государство, способствовали подъему национального самосознания русского народа и привели в середине 17 века к укреплению мощи России. В это время в состав России вошли Украина, Поволжье, значительная часть Сибири и Дальнего Востока. Многие события 17 века нашли отражение в народном творчестве, в исторических песнях — песнях вольницы, сложенных в память о крестьянском вожде Степане Разине, немало песен было о Ермаке, Гришке Отрепьеве, убиенном царевиче Димитрии, о Петре I. «Ой, то не вечер…» — русская народная песня. Поется от имени казака Степана Разина, который рассказывает свой дурной сон, предвещающий беду.
Эта песня появилась в 17 веке. Самый первый вариант песни можно увидеть у Александры и Владимира Железновых в книге «Песни уральских казаков» СПб., 1899, стр. 12-14, № 6 под названием «Разин видит сон». Ее записали в 1880-х годах от «75-летнего старика-казака Ф. С. Ж.».
1. «Ой, то не вечер…» — русская народная песня. Исполняет Пелагея.
Россия 17 века переживала длительные войны, разруху и серьезные государственные преобразования. Подобная ситуация складывается в это время повсюду. В 17 веке идет борьба с контрреформацией, во многих европейских странах в борьбе за национальное освобождение разрастается народное движение. Особый размах оно приобрело на Украине, завершившись воссоединением Украины с Россией в 1654 году.
Музыкальная жизнь в 17 веке. Музыкальная жизнь этого времени многогранна и противоречива. В ней сплетаются и борются новые и старые явления, средневековые догматические представления — с новыми европейскими. Так, в 1648 году царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов и даже уничтожении их музыкальных инструментов: "Гудебные сосуды сжечь!" (Такого указания не давали князья даже в глубоком Средневековье.) Но вскоре по повелению того же Алексея Михайловича в Москве открывается первый придворный театр, просуществовавший четыре года (1672—1676). С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Уже не только при дворе, но и бояре заводят у себя музыку на "немецкий лад", у просвещенных западников появляются орган, клавикорды, флейты, виолончели. В 17 веке в Московской Руси начинают развиваться внекультовые формы домашнего музицирования — псалмы и канты. Русская музыкальная культура17 века. Партесный стиль многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов. Партесное пение (от позднелатинского partes - голоса, множественное число от латинского pars - часть, участие, в переносном смысле - хоровая партия) - стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки.
2. "A Great and Marvelous Wonder", исполнитель: Chamber Choir Lege Artis.
18 век – эпоха театра. На рубеже 60 –70 годов 18 века в России начинает складываться профессиональная композиторская школа.
Дмитрий Степанович Бортнянский (26 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество — 10 октября 1825, Санкт-Петербург) — российский композитор и дирижер. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.
3. Бортнянский Дмитрий Степанович "Коль Славен"
Березовский Максим Созонтович (1745-1777) российский и украинский композитор, работавший также в Италии.
4. Максим Березовский (1745-77) Причастный стих "Знаменася на нас свет лица Твоего",
Псалом 4 Камерный хор "Відродження" п/у Мстислава Юрченко.
Хандошкин Иван Евстафьевич (1747—1804) — русский скрипач, композитор, дирижер, педагог. Его первым учителем был итальянский скрипач Тито Порто, служивший в придворном оркестре. В 17 лет юноша уже преподавал в музыкальных классах Академии художеств; в 80-х годах служил придворным камер-музыкантом и капельмейстером оркестра, в качестве 1-го скрипача руководил спектаклями балетной труппы при дворце; выступал с концертами в Петербурге. В 1787 году вышел на пенсию, преподавал игру на скрипке, концертировал, писал музыку. Хандошкин был не только выдающимся скрипачом, но и непревзойденным балалаечником и гитаристом.
5. Иван Хандошкин "Соната для скрипки соло". Исполняет Ткаченко Дмитрий.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://www.portal-slovo.ru, http://poiskslov.com/word/
https://www.youtube.com/watch?time_continue=221&v=qPuffyhHXgQ
https://www.youtube.com/watch?v=eQXaueQexMg
https://www.youtube.com/watch?v=gojoT8-4130
https://www.youtube.com/watch?v=7J_WIK63dCk
http://100grp.ru/wp-content/uploads/2011/09/0520.jpg
Вот я заметила что всем понравилась "Соната для скрипки соло". Против я не чего не имею, она тоже сама собой хороша. Но мне больше понравилась Капелла Коль Славен (Д. С. Бортнянский). Очень красивое исполнение
"Velije i preslavnoje Chudo Велие и преславное чудо Партес ", "Kol slaven (Dmitry Bortniansky)", "Berezovsky - Communion Verse 'Lord, lift Thou up the light of Thy..." и "Khandoshko 2nd mvt from the Sonata in G performed by Dima..." мне просто понравились, "Ой, то не вечер" не понравился, слишком он грусный.
Знаменитый Гимн "Коль славен",который до сих пор считается Гимном русской эмиграции .Известно много печатных нот этого Гимна. "Коль славен" часто исполнялся в общественных местах и на собраниях, как духовное песнопение.Гимн быстро и легко вошел в обиход практически всех сословий российского народа, в особенности, благодаря своей распевной мелодии.В настоящее время в России Гимн "Коль славен" можно услышать в исполнении многочисленных хоровых коллективов в концертных залах страны. Иногда он исполняется и во время церковных богослужений.
Мне очень понравилась статья, очень интересная и легко читается. Я много нового узнала о русской музыке 17 - 18 веков. Очень понравилась "Соната для скрипки соло" Ивана Хандошкина. В этой сонате красиво звучала скрипка. Благодарю вас за очень интересную статью.
Из всех представленнных в этой статье видео мне понравилось только "Соната для скрипки соло" Ивана Хандошкина поскольку я очень люблю скрипку......................... а на остальных видео поются распевные песни,а они мне не нравятся.. ,а за информацию спасибо много чего узнала...