Дружба, воспетая в песнях.
После важного исторического события — вхождения Башкортостана в состав России в 1557 году начался новый этап в жизни башкирского народа, связанный с тесным общением с русским и другими народами, населявшими Поволжье и Приуралье. Вместе с ними башкиры выступали в одном строю в дни тяжелых испытаний. Через века жизни, полной борьбы, угнетения, страданий и тревог народ пронес свое искусство, передавая его из поколения в поколение. Фольклор стал тем фундаментом, на котором строилась и росла впоследствии молодая национальная культура Башкортостана.
Прогрессивные русские писатели, ученые, этнографы издавна изучали самобытное искусство башкирского народа. Труды Руфа Гавриловича Игнатьева, Ивана Ивановича Лепехина и Сергея Гавриловича Рыбакова представляют большой интерес и в наши дни.
Слева направо: композитор Султан Габяши, Мажит Гафури и певец Газиз Альмухаметов в санатории имени Чехова.
Систематическое собирание музыкального фольклора башкир, подлинно научное изучение его стало возможным в 20—30-е годы 20 века. Результатом, имеющим большое научное и практическое значение для музыкального искусства, стало издание первого большого труда Хусаина Ахметова, Льва Лебединского, Ахнафа Харисова «Башкирские народные песни» (Уфа, 1954 год).
Становление и развитие башкирской профессиональной музыки проходило в тесном взаимодействии и сотрудничестве с деятелями музыкального искусства России — композиторами, музыковедами-фольклористами, профессорами Московской консерватории, музыкантами-исполнителями…
Представляются интересными сведения об использовании башкирских народных песен замечательным русским композитором Александром Александровичем Алябьевым,приведенные в исследовании известного башкирского музыковеда Людмилой Петровной Атановой «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора». В Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки ею обнаружены записи мелодий башкир, татар и казахов. Среди них — шесть башкирских мелодий, по предположению исследователя, записанные от кураиста-башкира во время пребывания Александра Алябьева в ссылке Оренбургской губернии. Людмила Атанова пишет о первых обработках башкирских народных песен Александром Алябьевым в вокальном цикле «Азиатские песни», а также об использовании башкирских мелодий в опере «Аммалат-бек» и «Башкирской увертюре».
Александр Алябьев "Башкирская" (Зулейха) на слова Салавата Юлаева из цикла "Азиатские песни" исполняет Зайнап Фархутдинова
«Своим творческим обращением к башкирским народным мелодиям и песенным сюжетам Александр Алябьев положил начало русскому «степному» ориентализму, столь блестяще расцветшему в русской классической музыке второй половины 12 века», — пишет исследователь. В начале 30-х годов, когда в республике еще не было композиторов-профессионалов, появляются сочинения на башкирские темы у Василия Ивановича Виноградова «Симфонические картины», «Шихан», у Александра Сергеевича Ключарева симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Башкирская сюита» для симфонического оркестра, хоровые обработки башкирских народных песен.
Становление профессиональной композиторской школы в Башкирии тесно связано с деятельностью русских композиторов, которые обучали композиторов республики и будущих певцов — солистов оперного театра в национальной студии при Московской консерватории.
Газиз Альмухаметов — организатор башкирской студии, говорил: «Для нас очень важно, чтобы дети не только учились в специальном учебном заведении, но и кипели в жарких ритмах Москвы, видели замечательные театральные спектакли, слушали образцовые концерты».
Эльмира Мингазова.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://posredi.ru/b14_02_13_KUNGUR.html http://mazhit-gafuri.ru/part/foto
http://mazhit-gafuri.ru/data/about/foto/small/016.jpg