(Villa-Lobos, Heitor) (1887-1959), бразильский композитор.
Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях.
Уже зрелым композитором Вилла-Лобос приехал в 1922 году в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 году стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вилла-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране.
С 1944 по 1959 годы он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 году принял участие в постановке своей оперы "Малазарте" (1921). Умер Вилла-Лобос в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959 года. Глубокое почитание Вилла-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, 1930-1945), десять сюит для разных инструментальных составов.
Вилла-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро(синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов). Вилла-Лобос - один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен.
Среди основных его сочинений:
Симфонические поэмы Уирапуру (Uirapur, 1917);
Амазонки (Amazonas, 1927);
Рудепоэма (Rudepoma, 1921-1926);
Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано;
Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром;
Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром;
Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (Serestas (1924-1941) для голоса и фортепиано. Когда слушаешь арию из «Бразильской бахианы» № 5, кажется, что она создана кем-то из классиков прошлых столетий. Но ее автор, Эйтор Вилла Лобос, — наш современник: он жил в первой половине 20 века в Бразилии.
Просто он очень любил Баха, в чьих творениях слышал универсальное музыкальное начало — то же самое, что звучало и в народных песнях его любимой родины. Соединить в творчестве классику и бразильский фольклор — такой была мечта Вилла Лобоса, и он воплотил ее в «Бразильских бахианах». Их девять, и у каждой свой характер, в каждой слышны народные напевы Бразилии — то лирические, то шуточные…
ЛИТЕРАТУРА Мариз В. Э. Вила-Лобос. Л. 1977
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://slovarionline.ru/entsiklopediya_kolera/page/vila-lobos_eytor.1766
http://www.manwb.ru/articles/music_box/2008_year/MusBox_0806
Вила Лобос - один из известнейших композиторов , его произведение Бахиана - тому пример , очень понравилось произведение Бахиана , это одно из произведений запавших в душу .
статья очень интересная,я узнала много нового Вила Лобос и вообще о его существовании..еще я прослушала мелодию,она настолько чудесна спокойная мелодичная,в общем мне очень понравилось.
Вила Лобос один из великих фигур современной ему музыки и величайшая гордость страны, которая его породила.Он пробудил у современников страстный интерес к фольклору и заложил крепкий фундамент. Бразильская музыка, одно из ярких проявлений национального стиля.Спасибо за оригинальную и очень познавательную статью!
Действительно успешный человек, добившийся много. Несмотря на столь не очень продолжительный возраст, он сумел стать великим и прославить себя на веки. Спасибо за познавательную статью, читать было одно удовольствие
Очень интересная статья! Я много чего узнала про Вила Лобоса! Мне было интересно читать о том, что он пережил в детстве, и о инструментах на которых он играл! До этого я не знала что этот композитор культивировал два жанра: сереста и шоро. Очень понравилась статья! Спасибо!:)