Бытует различное мнение среди кураистов о происхождении песни Айүкә.
"В 1662-64 годы калмыкский хан Аюка Дайщин участвовал со своим войском на стороне башкир.
Весь иштякский (башкиры) народ - мусульмане. Они оказались под гнетом Московского владычества.
Три народа иштяки, каракалпаки и киргиз-казахи совместно с ханом Аюкой, составили союз на 15 лет и приняли решение, всем вместе напасть на московское государство. Аюка-хан оказал иштякам помощь. Иштякский народ встретил эти войска с оружием в руках. Русская армия, не сумев противостоять иштякам, отступила на реку Идиль (Терек).
Но затем Российское правительство против бунтующих башкир использовало калмыков, войска Аюки напали на башкир с тыла.
В 1715 году калмыцкий хан Аюка пишет Петру следующее: «Башкиры, крымцы, кубанцы и каракалпаки - все мои враги. Если нам не помогут русские войска, нам, калмыкам, невозможно будет жить между Волгой и Яиком». Петр в ответ на эту просьбу послал на помощь Аюке известного татарского бея, стольника Бахметьева, предоставив в его распоряжение 1600 солдат".
Материал взят из книги Ахметзаки Валиди Тоган "История Башкир".
Есть и другая версия. Землю, лежащей рядом с Уральскими горами, называют равниной. Из-за того, что в этих краях были медведи (айыу), эти места называли Айүкә. "Ай үкә" со временем начали называть "Эй...үкә". Они так восхищались красотой природы этого места, что ровную низину, из-за красоты природы, спустя годы начали называть "Айүкә". Сэсэны и певцы среди башкир того времени написали песню и пели, играли на курае.
(перевод с башкирского из книги Кәрим Дияров "Сал уралдың моңдары" с.47 сделал Азамат /АЗАМАТ-ХАН/ Ишемгужин).
Когда уже писал пост, появилась еще одна версия. По некоторым сведениям мелодия дошла до наших дней благодаря кураисту Хамиту Ахметову. Запись хранилась в радиофонде.
Юлай Гайнетдинов в одном из поездок к Кариму Диярову научил Диярова этой мелодии. После этого Дияров начал играть мелодию Айүкә как Ай, үкә буйҙары.
Авторство мелодии приписывают Ишмухамету Мырзакаеву. Он жил в 19 веке и очень сомнительно, что он мог посвятить мелодию калмыкскому хану Аюка жившему в 17 веке".
Многие склоняются к тому, что это местность. По воспоминаниям, Габит сэсэн Мырзакаев был дитя природы. Постоянно пропадал, в поисках вдохновения, в лесу или в горах.
Чья версия более правдоподобна, это решать Вам!
Мелодию песни "Аюка" исполняет на курае Юлай Гайнетдинов