На берегу Хакмара, говорят, жил джигит могучего сложения, искусный певец, кураист и острослов. Звали джигита Баязитдин. Вместе с родной сестрой вооружился он копьем, луком и стрелами, собрал отряд лучших стрелков и начал борьбу против тех, кто грабил их земли. Родители Баяса (так называли Баязитдина), родные и близкие были замучены, убиты.
И Баяс, и его сестра были искусными наездниками, на состязаниях пробивали стрелою колечко, попеременно побеждая, никому не уступая первенства. Да и выпущенные в сторону врагов стрелы точно находили свою цель. Но устоять против ружей и натиска карателей им было трудно, и они вынуждены были отступить.
Так оказались они среди зауральских башкир. Отряд расселился по разным аулам, а Баяс со своей сестрой стал кочевать по Ирендыку. На восточном приотрожье Ирендыка есть молодой березняк по названию Баяссаука (Березняк Баяса). На земле аула Нижний Яикбай в низовьях Хакмара есть гора, которая называется Апай-тау (Сестрина гора). Это память о пребывании Баяса и его сестры в тех местах.
Когда смутные времена миновали, Баяс стал жить в ауле Кусеево*. Там он женился на красивой дочери одного бедняка. Сестра его вышла замуж за джигита из аула Басаево**.
Шли годы, и постепенно баи стали проникаться к Баясу ненавистью, называли его не иначе, как "пришелец". Они сговорились оклеветать его и под ложным наветом отправить в Сибирь.
Учуял это Баяс и решил бежать. К дому его приставили секретный караул, который дни и ночи не смыкал глаз. Но Баяс не появлялся. Так и не сумев изловить беглеца, баи распространили ложный слух, будто поиски его прекращаются. Но сыщики не спускали глаз с его жены. И все же Баяс ухитрялся встречаться с нею. Происходило это в столь глухом месте, что сыщики никак не могли напасть на их следы.
В один из погожих летних дней жена Баяса, прихватив кое-какую еду, вышла из дому, сказав, что отправляется по ягоды, а сама вскоре свернула с дороги и по безлюдным местам подалась в ту сторону, где ее ждал муж. Сыщики незаметно следовали за ней. Нетерпеливо ожидавший ее, Баяс обнял жену. И тут появились вооруженные преследователи и схватили их. Баяса связали по рукам и ногам, избили до полусмерти и повели в аул. Никакие пытки не могли его сломить - Баяс не произнес ни слова, даже вида не подал, как он страдает.
Когда его отправляли в Сибирь, то сопровождали джигита два всадника. Баяса, скрученного железной проволокой, вели по улице аула. И тогда Баяс запел задушевным голосом:
Слушая печальную песню Баяса, все бедняки аула, девушки и женщины, дети и старики плакали навзрыд. Больше Баяса никто не видел.
** Басаево - деревня в том же районе.
Башкирские народные песни: [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://borgo.ucoz.ru/load/noty_i_partitury/raznoe/bashkirskie_narodnye_pesni/18-1-0-61.
(Дата обращения: 16.05.2012).
Мелодию песни "Баяс" исполняет на курае Гата Сулейманов