В казанском побоище русских с татарами участвовал и наш Сура батыр. Русские не раз бросались на штурм крепости, но никак не могли ее взять. Уж очень надежно она была защищена. Среди осаждавших крепости сражались и башкирские конники. А Сура находился в ряду ее защитников и с высокой стены быстро разглядел соплеменников по их особому одеянию и доспехам.
Увидев своих, он решил вырваться на волю и присоединиться к их отряду, а заодно помочь наступающим пробиться в крепость. Он хорошо знал все ходы и выходы из города, так как еще в юности был угнан в плен и доставлен сюда. Много лет подряд пришлось ему нести на чужбине тяжелую воинскую службу у татар. Поэтому давно рвался на родину. Однажды ночью, когда в крепости все спали, он показал своим дорогу к секретному ходу, и те вместе с русскими проникли внутрь, перебили часовых и открыли большие ворота, куда устремились все войска. Так Казань была присоединена к Русскому государству»
«Сура батыр» («Сура батыр»), памятник башкирской словесности, эпос. Имеет стихотворную-прозаическую форму. Составлен Гайса Батыргареевичем Хусаиновым по образцу ногайской и казахской эпической песен «Шура-батыр» на основе сюжетов башкирских преданий и бессюжетных кубаиров о Сура-батыре.
Повествование начинается с истории родителей Сура батыра, крымского бия Нарыка и его жены красавицы Минсылу, в силу драматических обстоятельств вынужденных покинуть родные места и нашедших пристанище среди башкир в верховьях реки Яик, где рождается Сура, который, согласно эпическим традициям, за короткое время вырастает батыром. В легенде мелодии «Сура батыр» говориться о том, что когда Сурагол (Сура-батыр) играл «грудью» на курае, то люди, которые его слушали, переговариваясь между собой, не могли слышать собственных голосов. Побуждаемый пророческим сном, в котором он увидел себя среди защитников Казанского ханства, герой отправляется в поход и прославляется своими подвигами.
Сюжеты о Сура-батыре записаны в разное время Габитовым Хабибуллой Абделькадировичем,Каримом Мухамадеевичем Дияровым, Киреевым Ахнафом Нуреевичом, Насыровым Рауфом Хаевичем,Борисом Гайсеевичем Ахметшиным.
Имя Сура батыра фигурирует также в башкирском шежере; в эпосе Акбузат» он — отец Хаубана.