В подборке материала на страницу своего сайта, я использовал статьи из журнала "Уфа" № 3, март 2010 год.
В них говориться о троих жителях Уфы, известных в своих кругах. Они все разные со своей биографией, взглядами на жизнь, но их всех объединяет музыка.
Николай Старостин является учителем и мастером по изготовлению народных музыкальных инструментов. Его жалейки, свирели и ударные музыкальные инструменты используются во многих уголках Башкирии а также студентами музыкальных вузов.
Рустэм Асамбаев - сын знаменитого драматурга Нажиба Асамбаева. Гитарист первого состава группы DDT (с 1980 - го по 1983 год) по выражению Юрия Шевчука "Джимми Хендрикс Южного Урала". Лидер гитарист уфимской группы "Boogie band".
Роберт Юлдашев кураист - виртуоз. Он не только удивляет публику, но и заставил многих музыкантов по-новому взглянуть на национальный инструмент.
И так я приступаю знакомить читателя с этими людьми.
страница 29... В башкирском лицее № 2 нашли свой уникальный метод музыки и музыкального фольклора здесь ведет настоящий виртуоз Николай Старостин. Он не только овладел игрой почти на всех существующих музыкальных инструментах, но и конструирует их сам. Живет и вырос на улице Пушкина в районе Телецентра и Мусульманского кладбища. Учился в школе №35. 1968 -1972 годах учится в Уфимском училище искусств, класс баяна Николая Инякина. В 1979 году закончил Уфимский институт искусств.
- Башкирские музыкальные инструменты - это часть мировой истории, - уверен Николай Геннадьевич. Например кылкубыз - это башкирский вариант скрипки. У многих народностей есть инструменты, похожие на наш кубыз. Все это интересно и детям, при условии, что они могут посмотреть, подержать в руках инструмент, попробовать свои силы в игре на нем. У нас в школе действует кружок кураистов, дети с удовольствием занимаются в ансамбле «Тамсылар». Идем, что называется, с песней по жизни.
страница 51...
Вот эта улица...
Родился я в 1954 году на улице Султанова. А в 1963-1966 годах мы жили в районе остановки «Школа-интернат». Тогда проспект только отстраивался: асфальта - минимум, на месте Торгового центра «Юрюзань» - озеро грязи. Рядом были два пионерлагеря, и вся местная молодежь пользовалась их игровыми площадками; ниже - Белая, к ней мы съезжали на лыжах, летом купались на плотах. Место для забав идеальное. Еще помню: кинотеатр Гагарина, весна, кругом стройки, грязь, у всех голенища резиновых сапог по-модному завернуты вниз. Родители могли дать 10 копеек на сеанс, но у нас героическим поступком считалось насобирать денег у взрослых - «шакалить». Кто даст, а кто нет - у меня глаз был наметанный.
Потом переехали на Достоевского: вся улица была деревянная, только наш дом кирпичный. Любимое лакомство
Черная икра в то время деликатесом не считалась и по-моему стоила не дорого. Я предпочитал докторскую колбасу и свежий хлеб по 16 копеек: до дома он, как правило, не доносился - надо было покупать две буханки. Шаровары - и вперед!
Моя мама Наиля Шайхаттаровна работала преподавателем, потом заведовала библиотекой, но с 1963 года занималась только нами: ведь у меня две старшие сестры - Альфия и Дилара. Отец все время был занят. Каждый месяц мама шила мне новые сатиновые шаровары. Раз, раз - и можно бежать на улицу! Мальчишки говорили друг другу: «Давай не будем подходить к моему дому, а то мамка загонит!» У меня такого не было. Главное -чтобы не было двоек и из школы не жаловались на плохое поведение. Как-то раз отец подарил мне на день рождения горн. Но через некоторое время к нему пришли: я начинал дудеть в субботу, в пять утра, когда весь пролетарский район отдыхал. Горн у меня конфисковали и заменили на самоходный трактор. Любимые уголки
Почему-то нас часто тянуло на кладбище. Любили собираться на Мусульманском: сидели в беседке, любовались закатом. Потом ходили на старое кладбище, где сейчас «Огни Уфы» и сквер Дома Культуры «Юбилейный» - там были захоронения 19 века со старинными надписями… Улица Пушкина девять лет была для меня, как родной дом: я закончил художественно-графическое отделение училища искусств, потом институт. На углу Пушкина и Цюрупы закатаны в асфальт мои кисточки: когда его клали, мы как раз были на пленэре. Преподавателю не понравилось, что кисточки не мытые. Шесть лет я преподавал в училище живопись и рисунок. В перерывах спускался в подвал и играл. В 1997 – м году Олег Киреев открыл в подвале кинотеатра «Родина» джазовые вечера по средам. А рокерам тоже хотелось играть. Обратились к директрисе - нам выделили пятницу и субботу. Потом здесь открылась «Желтая субмарина»- А теперь это мое блюз-кафе «Джимми». Начало любви
Я увидел, как четвероклассник играет на баяне. Это казалось мне невозможным. Младше меня! Да я никто по сравнению с ним! Потом в моду вошли гитары. Наш район был тогда; полукриминальным: многие - из расселенной нижегородки, хулиганье, цыгане. Играли блатняк. Естественно, я тоже пробовал и обнаружил, что я полный бездарь. Теперь понимаю, что играть на этих гитарах было просто невозможно. Потом мы даже шутили, что это был такой указ партии заводам-производителям, чтобы избежать тлетворного влияния западной музыки.
А потом в 1968-м году я познакомился с соседом: он был известный гитарист. Когда я нес за ним его гитару (гэдээровскую), то был самым гордым человеком в Уфе! Забросил футбол и хоккей, продал коньки... И то, что у меня раньше не получалось, стало получаться! Он учил меня всяким приемам. А потом сказал: «Что – то ты больно быстро все схватываешь!» - и начал, наоборот отворачиваться.
В 1966 году у моих друзей Айдара Биккулова и Ильдара Рамазанова уже были катушечные записи «Битлз» и «Роллинг стоунз»: их переписывали друг у друга, цепочка начиналась со знакомых в Москве. Многие писали с эфира. На русском вещали Америка, Англия, Люксембург - но на сельхозинституте и в других местах стояли глушители. Можно было уехать за город и там ловить музыку мощным приемником «ВЭФ». А я ездил к двоюродному брату в Стерлитамак. Мы забирались на шихан, сумерки - и вот она, музыка! В 70-е все хорошее до нас уже доходило. Фарцовщики сора не везли - отбирали самые сливки. Потом эту музыку начала печатать «Мелодия», появились польские, чешские, индийские пластинки. Главное быть рядом
Дерево я посадил, сына вырастил (хоть и был приходящим папой). Я его целый год носил на руках - под хорошую музыку. И сейчас у Николая появился хороший вкус, что меня очень радует. Он звонит: «Пап, ты знаешь такую группу? Что же ты мне раньше не сказал!»
Считаю, что воспитывать, читать мораль - это демагогия. Надо просто быть рядом и не совершать плохих поступков. А моя спутница жизни - гитара. И другие увлечения. Скоро весна, фестиваль «Розовая пантера»... Хорошо бы нарисовать пейзаж... Совет
Сейчас рок-музыкант, если хочет удержаться на плаву, должен освоить разные техники: рок-н-ролл, регги, еще новая техника появилась - Скретч (английское scratch — царапать), как будто на диске царапина...
страница 71...
С Гузелью мы познакомились после брифинга журналистов, который состоялся после возвращении Роберта из самой значимой для него поездки в итальянский город Милан.
Именно там, в знаменитом театре Ла Скала - центре мирового оперного искусства - состоялся сольный концерт Ильдара Абдразакова, в котором довелось участвовать Роберту Юлдашеву. Общение с прессой затянулось - даже после официальной части мои коллеги не хотели отпускать талантливого музыканта, который, к тому же, оказался еще и превосходным рассказчиком. Мне же в это время удалось еще пообщаться с его второй половинкой. Гузель - танцовщица, также участвует в концертных программах, занимается постановкой хореографических композиций.
- Вы бы видели, каким окрыленным Роберт вернулся оттуда, - восторгается супруга.- Правда, он рассказывал, что когда вышел на сцену в накинутом поверх смокинга традиционном башкирском зеляне, кое-кто в зале хихикнул, услышав протяжные звуки, которые Роберт начал извлекать из курая - совершенно не знакомого достопочтеннейшей публике инструмента - зал буквально замер. Одна зрительница после концерта призналась, что, когда зазвучало соло курая в исполнении Роберта то она как будто услышала шум леса, гор, пение птиц, перед глазами предстала удивительной красоты природа. - Наверное, у вас, как ни у кого другого, есть возможность вдоволь насладиться музыкой курая?
- Честно говоря, до встречи с Робертом я как-то была абсолютно равнодушна к этому инструменту, казалось,что он навевает грусть. Теперь же очень нравится слушать музыку курая, которой Роберт первым придал современную обработку. Видимо, если любишь человека, то начинаешь любить и все то, что нравится ему, принимаешь его увлечения, миришься с привычками. Наверное, таким образом две половинки постепенно и сливаются в одно целое. - А как вас судьба свела?
- Я танцевала в ансамбле имени Файзи Гаскарова, Роберт играл в оркестре на кларнете. Он, конечно, не мог не привлечь внимание веселым характером, неуемной энергией, находчивостью. К тому, же многие восхищались его талантом. Однажды он подошел ко мне и спросил: «А ты танцуешь «Загиду»?» Это такой старинный башкирский танец, который в свое время исполняла знаменитая солистка нашего ансамбля Рашида Туйсина. «Да, - говорю, - танцую». И он предложил исполнить «Загиду» в своей программе. Так зародился сначала наш творческий союз, а потом уже и семейный. У нас уже двое детей: дочка Нэркэс учится в четвертом классе, а сын Чингиз - первоклассник. Оба занимаются в специализированной музыкальной школе при Академии искусств. - В семейной жизни редко кому из супругов удается сохранить абсолютный штиль в отношениях. Все-таки два разных человека, два характера...
И у нас бывают размолвки. Но чтобы месяцами не разговаривать… такого не было никогда. Если я еще могу подуться, то Роберт тут же забывает о ссоре. Как-то еще до свадьбы (я жила в общежитии на пятом этаже в комнате без балкона), мы с ним поссорились, и я решила: ни за что не помирюсь с ним.
И вот ночью слышу стук в окошко…Потихонечку подошла и ахнула: он откуда-то сверху спустил корзинку с клубникой - такой красной и душистой! Естественно, мое ледяное сердечко тут же и оттаяло. Никогда не забыть и такой случай. Мы были на гастролях в Австрии, и однажды в ресторане Роберт все свои суточные истратил на охапку роз, которая едва уместилась в ведро. Естественно, все посетители ресторана были в шоке от такой щедрости, они-то своим дамам по цветочку преподноси ли. Вот он, Роберт, такой во всем. - Наверное и в своих чувствах он объяснился как-то по-особому, романтично?
- Серенады под балконом не пел, Все произошло совершенно случайно, Не
помню точно, но когда я спросила после очередного «подвига» по отношению ко мне, зачем он гак поступил, Роберт ответил; «Ну я же не виноват, что люблю…» - Как любите отдыхать?
- Как и большинство уфимцев - в саду. Часто бываем в Гафурийском районе - там, в деревне Малый Утяш, прошло детство Роберта. Также навещаем моих родителей, которые живут в Ишимбайском районе, у них чудесная пасека. Во время летних гастролей стараемся на ночлег обустроиться где-нибудь на берегу реки, ночуем в палатках, еду готовим на костре. Что может быть лучше этого! Вообще мы оба патриоты своей республики, нам дороги народные традиции, не перестаем восхищаться красотой природы.
Для страницы сайта использован материал из журнала "Уфа" март 2010 год.