Башкирская профессиональная музыка: прошлое и настоящее
В истории развития башкирской профессиональной музыкальной культуры можно выделить три стадии:
Первая - 20-е - начало 50-х годов - "предпрофессиональная";
Вторая - начало 50-х - середина 70-х годов - "профессиональная";
Третья - от середины 70-х, периода "стилевого перелома", до наших дней - стадия "новой музыки".
Важнейшие события культуры на первой стадии связаны прежде всего с системой музыкального образования. Открытие в 1920 годумузыкальной школы (с 1971 года - Первая детская музыкальная школа имени Наримана Сабитова), а в1921 - музыкального училища (ныне Уфимское училище искусств), позднее трансформированного в Техникум искусств (1926) и в Музыкальное училище с театральным и художественным отделениями (1932), заложило основы профессионального музыкального обучения. Именно здесь получали начальное и среднее музыкальное образование башкирские композиторы-любители: Масгут Баширов, Камиль Рахимов, Раиф Габитов и другие.
В 40-е годы происходит расширение жанровой сферы симфонической музыки: Xалика Заимова, Хусаина Ахметова, Рауфа Муртазина, Масалим Валеева, появляются оркестровые сюиты, увертюры. Первые любительские оперные образцы - "Сания" (1922) и "Эшсе" ("Рабочий", 1930) Газиза Альмухаметова, Султана Габяши и Василия Виноградова, созданных на основе башкирских, татарских народных напевов и наигрышей и поставленных в Казани. Историческим событием, положившим начало высшему профессиональному музыкальному образованию, явилось создание в 1932 году Башкирской студии при Московской государственной консерватории, выпускники которой в конце 40-х - начале 50-х годов составят первое поколение башкирских профессиональных композиторов.
Открытие в 1938 году Башкирской филармонии и Башкирского театра оперы и балета ознаменовало начало "новой эры" в национальной культуре и определило всю дальнейшую театрально-концертную жизнь в республике.
В годы войны, когда в Уфе оказались в эвакуации многие музыканты из разных городов страны, возникают совместные работы русских и башкирских композиторов: героико-эпическая опера "Акбузат" Халика Заимова и Антонио Спадавеккиа (1942), героико-драматическая "За Родину" Хабибуллы Ибрагимова и Филипа Козицкого (1942), лирико-драматическая "Айхылу" Масалима Валеева и Николая Пейко (1943) - типичные образцы советской песенной оперы 30-50-х годов. Кроме того, в военный период композиторы продолжают создавать камерные, хоровые сочинения, одночастные и сюитные композиции. Однако ведущим жанром этого времени оказывается песня.
Рубеж 40-50-х годов знаменовал собой переход ко второй стадии - профессиональному композиторскому творчеству, связанному с началом деятельности молодых музыкантов, выпускников Московской консерватории: Хусаина Ахметова, Загира Исмагилова, Рауфа Муртазина, Наримана Сабитова, Халика Заимова и некоторых других.
В 50-60-е годыпоявляются первые оперы Загира Гариповича Исмагилова "Салават Юлаев", "Шаура", "Волны Агидели", а также "Современники" Хусаина Ахметова признаны классикой национальной культуры.
Создание классического национального балета неразрывно связано с именем Наримана Сабитова. "Гульназира" - на тему гражданской войны, "Люблю тебя, жизнь" - борьбы с фашизмом, а также лирико-драматический балет "Страна Айгуль". Отдельное место в творческом наследии композитора занимает жанр детского балета: его "Буратино" и "Мурзилка-космонавт" стали любимыми спектаклями многих поколений школьников
Первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии, явился автор семи симфоний Рауф Ахметовича Муртазин. Он создает в 1952 году свой первый ориs - "Праздничную симфониетту", позднее переименованную в Первую симфонию.
Два события на рубеже 60-70-х годов: создание Башкирской государственной капеллы и открытие Уфимского института искусств - определили пути национальной культуры последней трети 20 века.
Третья стадия
В 90-е годы, напротив, происходит резкое снижение роли института искусств в культурной жизни Башкортостана.
Новым толчком в процессе развития музыкальной культуры Башкортостана стало создание в 1992 году Национального симфонического оркестра (главный дирижер - Тагир Таузяхович Камалов).
Композиторы 70-х годов: Роберт Хакимович Газизов, Лейла Загировна Исмагилова, Евгений Земцов, Вячеслав Баркалов, Рафаил Габдулхаевич Касимов, Данил Давлетшинович Хасаншин, Светлана Георгиевна Шагиахметова - привнесли новые образы, темы, выразительные средства. В 90-е годы метод полистилистики находит продолжение в Третьей, Четвертой симфониях Рафаила Касимова, Четвертой симфонии Данила Хасаншина, отдельных камерных сочинениях Ильдара Изильевича Хисамутдинова. Стилизация также становится главным художественным принципом хоровой и оперной музыки Салавата Низаметдинова последней декады столетия.
В "Маленькой симфонии" Рустема Сабитова взаимодействуют на паритетных началах струнный оркестр и солирующие инструменты: два курая, варган (кубыз), думбыра и рояль, - следуя избранному композитором принципу игры, состязания. В симфониях Мурада Ахметова народные инструменты трактуются как символы башкирской истории, знаки древности, старины, некоего вечного архаического начала. В триптихе Данила Хасаншина народные инструменты воспринимаются как главные действующие лица некоего сюжета, соревнующиеся с академическими инструментами оркестра - в рамках законов концертного жанра.
Продолжением поисков Салавата Ахмадеевича Низаметдинова в области драматургии, стиля станут его оперы 90-х годов: "В ночь лунного затмения" по одноименной трагедии Мустая Карима и "Memento" на либретто Рустэма Галеева и Ренарта Хантемирова.
Оперы раскрывают одну из важнейших тенденций башкирской музыки 90-х годов - тенденцию к расширению национальных музыкально-языковых границ, усилению интеграционных процессов. Важнейшим событием республиканского масштаба, новой "точкой отсчета" в судьбе института искусств (ныне - Уфимской государственной академии искусств) стало открытие после реставрации Концертного зала, названного именем Федора Ивановича Шаляпина, в сентябре 2000 года.
Эти, а также многие другие события, происходящие в республике, создают своеобразный художественно - исторический "фон", на котором происходит развитие композиторского творчества.
На рубеже веков музыкальная культура Башкортостана представляет собой масштабное, многоплановое, национально-самобытное явление, неразрывно связанное с художественными процессами мировой культуры. Смены поколений, фаз развития башкирской профессиональной музыки привносят новые грани, тенденции в единую художественную систему, стержнем которой, по выражению Георгия Дмитриевича Гачева, служит "национальный образ мира", позволяющий говорить о башкирской композиторской школе 20 века.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://belsk.ruspole.info/node/2811
Мне понравилось видео, где Магафур Хисматуллин исполняет Арию Салавата из 1-го действия. applause Эта мелодия мне напомнила старые мультфильмы из детства. ok
какая большая статья спасибо за ссылки Ария Салавата из 1-го действия в исполнении Магафура Хисматуллина звучит великолепно! видео, о биографии Загира Исмагилова маленькое, но в нем достаточно подробно рассказывается о его жизни большое спасибо