У истоков музыкальной культуры Башкортостана стоит башкирская народная музыка.
Изначально народная музыка была связана с древними тотемистическими верованиями, народными праздниками, семейно-бытовыми обрядами, охотничьей и трудовой деятельностью, с мифологией и эпосом.
Более позднее происхождение имеют протяжные песни, байты, мунажаты, деревенские, «рекрутские», «зимагорские» песни, инструментальные марши и мелодии лирических танцев. Охотничьи приемы подражания горлом всевозможным крикам и пересвистам явились той базой, на которой в древности развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу - редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосия с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного звука и одновременно - особого тембра мелодии, звучащей в верхнем регистре. В соответствии с характером жизни в древности у башкир широко были развиты изобразительные, программные пьесы для курая. Каждая из этих музыкальных пьес, наряду с определенной мелодией имела и свою сопутствующую музыке легенду, часто представляющую самостоятельное художественное произведение. В легенде к пьесе «Поющий журавль» («Сынрау торна»), которую слышал еще Ибн-Фадлан в первой четверти 10 века журавли предстают то предвестниками добра, то несчастья. По мотивам этой древней легенды и музыкальной пьесы в советское время написан башкирский национальный балет «Журавлиная песнь». В другой легенде - «Вороненок» («Бала - карга») - рассказывается о том, как старый ворон вырастил в своем гнезде ребенка, лишенного родителей в годину войн, разорения и бед.
1. Народная музыка вокальная и инструментальная.
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, байты, мунажаты, книжные напевы («Мухамадия», «Юсуф и Зулейха» и другие), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни озон-кой, короткие быстрые песни кыска кой, плясовые песни такмак и другие. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые).
К инструментальной музыке относятся инструментальные версии песенных мелодий (например, «Урал», «Буранбай», "Кара юрга") собственно инструментальные пьесы и наигрыши - марши («Наполеон Бонапарт», «Манеж», «Циолковский»), мелодии обрядовых танцев («Килен бейеуе»), танцев программно-изобразительного характера («Кара тауык»), лирических танцев («Зарифа», «Меглифэ»), инструментального звукоподражания. Различные музыкальные жанры и формы сформировались и развились в результате длительной исторической эволюции.
Как уже говорилось выше, башкирская народная музыка исполнялась певцами йырау (йыраусы), сказителями (сэсэн) в сопровождении курая, домбры и других народных инструментов.
2. Башкирские народные музыкальные инструменты.
Башкирские национальные музыкальные инструменты самобытны и своеобразны. Наиболее распространен древний самобытный музыкальный инструмент курай. Легко изготовляемый самими исполнителями кураистами из полого внутри стебля зонтичного растения (русское название «дягель», или «дудник»), в большом количестве растущего на территории Башкортостана, курай служил башкирскому народу на протяжении всей его многовековой истории. Помимо простоты изготовления, популярности курая способствовала поэтичность и эпическая возвышенность его звучания, дальняя слышимость его звука на открытом воздухе. Другой распространенный в прошлом в башкирском народном быту музыкальный инструмент - кубыз (кумыз), деревянный или металлический губной варган. Археология связывает распространение губных варганов с эпохой позднего неолита.
К башкирским народным музыкальным инструментам также относятся думбыра и кылкубыз.
3. Башкирский государственный театр оперы и балета.
Многие годы в республике живет и работает Башкирский государственный театр оперы и балета. Он был основан 14 декабря 1938года. Его рождению предшествовали организация национальной оперной студии при Московской консерватории в 1932 году и башкирского отделения в Ленинградском хореографическом училище, спустя два года, где были воспитаны первые профессиональные кадры будущего театра.
Творческая атмосфера театра втягивает в свою орбиту многих звезд отечественного искусства. И это не только гастроли отдельных солистов. В Уфе прочно утверждается традиция проведения праздников оперного искусства - фестивалей. Начало этой традиции дал первый Шаляпинский фестиваль, прошедший в 1991 году. Тогда в лучшем спектакле - «Дон Карлос» - пели Александр Дедик, Иван Пономаренко, Нина Козлова, Наталья Рудина. Второй Шаляпинский фестиваль прошел в 1993 году.
4. Башкирская государственная филармония.
С именем Башкирской государственной филармонии тесно связана история развития и становления башкирской музыкальной культуры, открыта 20 января 1939 года. В 30-х годах культурным центром Уфы был небольшой, но уютный и неизменно многолюдный парк имени Луначарского, которому недавно возвращено название сада Сергея Тимофеевича Аксакова. Здесь находился летний театр с замечательной акустикой. Не было ни дня, чтобы зал не заполнялся до отказа. В середине парка находились две эстрадные площадки - открытая и закрытая, а в деревянном здании располагалось концертно-эстрадное бюро. Оно и послужило истоком будущей Башкирской государственной филармонии.
С первых дней существования филармонии началась активная подготовка к первой Декаде башкирской литературы и искусства в Москве, которая должна была состояться в 1941 г. Но началась Великая Отечественная война. Многие артисты ушли на фронт.
Но и в эти годы концертная жизнь республики не остановилась. «Способствовать своим искусством уничтожению врага!» - такой лозунг висел в фойе филармонии.
После войны началось возрождение полнокровной культурной жизни в республике. На эти же годы приходится время становления и расцвета таланта певцов Магафура Хисматуллина, Асмы Шаймуратовой, Петра Кукотова.
В 1969 году при филармонии создается хоровая капелла.
В 1987 году в Малом зале филармонии был установлен орган немецкой фирмы и, таким образом, была вписана еще одна страница в концертную жизнь республики.
5. Народная хореография башкир.
Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Тематика танцев была разнообразной: охотничьи, воинственные, трудовые, свадебные и прочее.
Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника. Степные боевые традиции кочевников закрепили в народной хореографии башкир воинственность, скульптурность поз, фиксированные жесты, мужественную осанку. В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. Исполняя руками различные движения, женщины одновременно притопывали, мелко перебирая ногами. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков. Наиболее развитыми формами в башкирской хореографии были одиночные танцы: охотничьи, воинственные, эпические.
Широко были распространены и дуэтные танцы - соревнования, исполнявшиеся на праздниках и свадьбах.
По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:
е) игровые, лирические: «Встречи у ручья» («hыу юлында hылыу кыз»), «Бурзяночка» («Борйэн кызы»), «Загида» («Заhиза»), «Зарифа»,«Семь девушек» («Ете хыз»), «Гульназира» («Гелнэзирэ»), «Наза» и другие.
6. Профессиональная хореография.
Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Файзи Адгамовича Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 году. В 1956 году Файзи Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуараансамбля танца имени Файзи Гаскарова.
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://bashhistory.on.ufanet.ru/Vse/kyltyra/kyltyra.html
http://u7a.ru/articles/culture/2290
http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_012.jpg
http://kulturarb.ru/news/?ELEMENT_ID=12996
http://mozaika.ufa-lib.ru/index.php?id=161
http://www.bashinform.ru/news/301459/
http://lightsoundnews.ru/news/installyatsii/bashkirskaya-filarmoniya-poluchila-novy/
очень понравился танец-легенда "Семь девушек". Музыкальное творчество башкир отличается глубокой древностью. Хорошая видео подборка. Спасибо за информацию.
У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.Костюмы и сами движения народных танцев Башкортостана -замечательные!Народные башкирские танцы на самом деле изображают,то что творится внутри в душе!А башкирские народные песни очень певучие и звонкие.Некоторые песни больше похожи на легенды,которые тоже по своему интересны! Мне больше всего понравилась видеозапись "Зәрифә",тем что мелодия очень танцевальная и послушав её поднимается настроение!
Биография музыкальной культуры Башкортостан интересна и по своему необычна, например тем, что изначально она была связана с древними тотемистическими верованиями, народными праздниками и т.д. Прочитав небольшую информацию о кубызе, я снова решила его прослушать, и в правду он звучит очень тихо, но в тоже время и звонко. И еще хочу сказать, что мне понравилось видео "Национальный оркестр народных инструментов республики Башкортостан", мне понравились эти нарезки из разных видео, все эти мелодии яркие и красочные, они заряжают человека позитивными эмоциями.