Башкирский кылкубыз как вариетет смычковых инструментов
Башкирский кылкубыз как вариетет смычковых инструментов разных стран.
На Востоке.
Родиной смычковых, которые составляют основу симфонического оркестра, является Малая Азия. Если сравнивать их с другими музыкальными орудиями, древность их не велика. Игра смычком появилась позже всех других способов извлечения звука.
Простейшим из инструментов является арабский ребаб (ребабе, ребекке, рабаб, рабоб – по разным наречиям). Термин «ребаб» в переводе с арабского языка означает соединение коротких звуков в один длинный. Имеет деревянный плоский или выпуклый, сердцевидный или трапециевидный корпус с небольшими выемками по бокам; обечайки из дерева или кокосового ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных); шейка круглая, остроконечная, вверху с 1-2 поперечными колками, внизу проходит через корпус и выступает в виде ножки. Струны (1-2) первоначально из конского волоса. Звуки извлекаются с помощью лукообразного смычка, но использовался также как щипковый инструмент [1 с.569]. Любимое музыкальное орудие арабов, которые под гудение одной струны слагали песни о героях и красоте своих женщин.
В виду своей простоты его вполне можно считать родоначальником (смотрите фото 1).
Фото 1. Однострунный ребаб.
Очень схож с ребабом персидский кеманче, очевидно от которого и произошел. Корпус его полушаровидный, затянутый сверху кожей и выдолбленный из цельного куска дерева: на кожу ставится подставка, через которую проходят две струны; смычок лука-видный.
На Кавказе встречаются среди местного населения есть очень близкие к первобытному персидско-арабскому кеманче. Такие как чаман, чеган, чонгур, кяманча, апхерца, чианури.
В Индии все также происходят от арабских. На это указывает как существование среди них арабского названия ребаб, так и сходство в конструкции. Они очень культивированы и вылились во множество разновидностей. Например, Povana, Sarinda, Sa-nyogi, Rabab, или Ridra-vina, Esrar, Sarangi [2 с.7].
Саранги выдалбливается из одного куска древесины, кожаная дека к которой прикреплена подставка. Три струны жильные и одна проволочная. Под основными струнами находятся 11-15 струн резонирующих. Его держат вертикально. Самое интересное в нем то, что струны прижимаются кончиками пальцев не сверху, как это имеет место в большинстве щипковых и смычковых инструментов, а сбоку ногтями пальцев левой руки [3 с.34].
Схожи с арабским ребабом так же монгольский Моринг-чур, китайский Эр-ху, японский Ко-киу.
Западная Европа.
В Англии был известен крут изобретенный кельтами. Он имел удлиненную квадратную форму, струны на подставке и при игре ставился вертикально. Бродячие певцы музыканты в Испании трубадуры, в Англии менестрели в Германии миннезингеры использовали европейский ребек уже по самому названию мы можем судить об арабском происхождении этого инструмента.
Ребек и крут, двигаясь один с юго-востока, другой с севера Европы, встретились и положили в средние века начало многочисленным разновидностям европейских смычковых инструментов, таких как виола и другие. Итальянские мастера Антонио Страдивари, Николай Амати и Жозеф Гварнери установили окончательно смычковый квартет, в котором скрипка является самой высокой по звучанию, затем альт, виолончель и контрабас [2 c.10].
Гусли или гусла славян Балканского полуострова, по простоте конструкции и характеру инструмента это ни, что иное, как восточный однострунный ребаб, занесенный сюда восточными кочевыми племенами назовем из них тюрков или узов. Восточное влияние, несомненно занесенное этими выходцами, не могло не отразиться на быту их соседей, славян, отторгнутых от главной массы славянства северной, и давно уже обитавших на Балканском полуострове. Восточный инструмент, под звуки которого воспевались воинские доблести славных предков, пришелся славянам по душе, и они заимствовали его. Название когда-то распространенных, но уже наполовину забытых ими гуслей славяне приурочили к этому инструменту [2 с.16].
Смычковые появились на Руси в народном обращении около 16 столетия.
В 14 - 15 веках, здесь особенно заметно отразилось восточное влияние, как результат монгольского ига: в это время проникли и восточные инструменты домра, сурна, и струнно-смычковые получившие русское название гудок. В древнейших памятниках северо-славянской литературы понятие о гудении сохраняет свое старославянское обозначение звука струнных инструментов, а иногда даже более общее-звуки инструментальной музыки. « Гудок есть старинный русский инструмент, смычковый снабженный тремя кишечными струнами. Немного он похож на скрипку, но без эфов; верхняя и нижняя деки плоские. Гудок строится следующим образом: две струны в унисон третья в квинту двух первых. На этой третьей струне играют мелодию, две другие служат фоном» [2 c.26]. Надо учесть также, что гудок держат в вертикальном положении.
Башкирский кылкубыз мало изучен и это еще предстоит сделать ученым и исследователям в области этноорганологии. Он затерялся на рубеже, какого то столетия и до нас дошли лишь малые сведения. Несмотря на свою фрагментарность, в нем прослеживается связь с другими смычковыми инструментами. Чтобы иметь какое-то представление об устройстве, способах игры, строе нужно эту связь, прежде всего, искать у родственных тюрко-язычных народов и этнических групп, проживающих на территории Урала, Поволжья и близ лежащих территорий.
Кылкубыз имеет продолговато-ковшеобразный корпус из цельного куска дерева (долбленый) соединен с грифом, имеющим фигурную головку с колками. В древности инструмент полностью изготовлялся из цельного куска дерева. Длина около 650-800 мм, дека из телячий кожи полуоткрытая. Струны (2 или 3) из некрученого конского волоса (или жильные) настроены в квинту (2) или квинту-кварту (3). Смычок из натянутых на деревянную трость конских волос. Изменение высоты звука осуществляется прикосновением пальца и ногтя к струне; бытовал у кочевых башкир и является наиболее древним видом [4 c.643] (смотрите фото 2).
Фото 2. Игра на современном кылкубызе.
У многих кочевых народов Азии сохранились музыкальные орудия, струны и смычок которых делались из конского волоса. Это казахский кобыз, киргизский кыяк, моринхур, хур у бурятов, тувинцев, монголов тошпулуур у алтайцев. Долбленый корпус, дека из кожи и флажолетный способ игры. Все это говорит о сходстве с башкирским кылкубызом. Если учесть также, что башкиры в древности были кочевым народом, то это только подтверждает о наличии похожего инструмента у башкир. Особо надо отметить казахский кобыз, который с самых древних времен сохранил свой первозданный вид. Его по праву можно считать одним из древних инструментом созданный тюркскими племенами. А ведь на территории Казахстана в давние времена кочевали и башкиры.
Между струнно-смычковыми казахов и киргизским кыяком много общего, что их можно рассматривать как один и тот же инструмент. Кобыз (кыяк) имеет две струны из некрученого конского волоса. Нижняя его часть (более узкая) закрыта кожаной мембраной, верхняя (округлая) открытая. Играют смычком из конского волоса одновременно на обеих струнах: верхняя мелодическая, вторая бурдонирующая, иногда она дублирует мелодию верхней струны параллельными квартами или квинтами. Извлечение звука основано на флажолетом принципе: струны не прижимаются к шейке, а к ним лишь прикасаются
[5 c.52]. Может в этих музыкальных орудиях кроется тайна башкирского кылкубыза?
Или ее надо искать в культуре языческих племен и культового инструмента шаманов.
Сейчас современные мастера следуют трансформации, подгоняя инструменты под нужды оркестрового звучания, меняя технологию или не закрепляют те положения, которые не менялись веками. К примеру, конский волос заменяемый современной струной дает совсем другой тембр звучания кылкубыза.
Или замена кожи козла или верблюда на обыкновенную, овечью или свиную сказывается на качестве будущего инструмента, на его акустических возможностях. При изготовлении инструмента все эти нюансы нужно учитывать, вплоть до внешнего вида, презентабельности, допустимых технологий, способов изготовления (шкуры каких животных, возможно, будут использовать, какой возраст и текстура дерева при отборе материала, синтетический клей или органического происхождения). В начале нужно воссоздать инструмент подлинный, какой он был на самом деле, а затем, очень осторожно не повредив народных традиций, характерной особенности инструмента, усовершенствовать.
Хочу привести образец конструкции своего кылкубыза (смотрите фото 3).
Это не эталон, а только один из вариантов инструмента, которых может быть большое количество. Выдолбленный из единого куска дерева. Форма веретена. Верхняя часть завершается головкой в виде листа с тремя колками. Нижняя часть резонатора покрыта кожей, на которой расположена подставка для струн, верхняя открыта. Строй квинта-квартовый. Ему свойственный флажолет-фальцетный тембр.
Фото 3. Образец кылкубыза.
Происхождение кылкубыза уходит в глубину веков именно там, среди языческих племен башкир его применяли для камлания шаманы. На примере вышесказанного, мы видим, что башкирский кылкубыз имеет много общего с разными видами хордофонов и является частью мировой культуры из семейства струнно-смычковых инструментов.
Список использованной литературы:
1. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия т 4.- Москва 1978.
2. Привалов Н.И. «Гудок».- С.Петербург 1904.
3. Алендер И.З. «Музыкальные инструменты Индии» из. «Наука».- Москва 1979.
4. Башкирская энциклопедия т 3.- Уфа 2007.
5. Кубагушев А. М. «Древний башкирский струнно-смычковый инструмент кылкубыз» // Башкортостан уҡытыусыһы. 2006 №6.