Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей.
Центр детского творчества Ленинского района
городского округа г. Уфа РБ
«Роль и формы ансамблевой работы в развитии личности»
(выступление на городском мероприятии «Педагогический марафон»)
Составил: педагог высшей категории Старостин Николай Геннадьевич Уфа-2009
Сегодня подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть своей жизни проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, семьей, родом, народной культурой, что наносит непоправимый урон нравственному и патриотическому становлению подрастающего поколения, Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль, поэтому роль посредника между культурой и ребенком выполняет Центр детского творчества. Как современного ребенка, оторванного от своих корней, приобщить к этнокультурным традициям?
В Башкирском лицее № 2 открыты фольклорные классы, на базе которых в 2005 году при Центре детского творчества Ленинского района города Уфы был создан ансамбль народных инструментов «Тамсылар» (Капельки).
Становлению ансамбля способствовало возникновение этих классов, где изучаются музыкальные дисциплины, такие как теория музыки и сольфеджио, а также проводятся индивидуальные занятия по изучению башкирских народных инструментов (курай, кубыз, баян, ударные и духовые инструменты, домра).
Класс курая ведет учитель первой категории Карасов Айрат Салаватович. Человек, который отлично знает свое дело, хороший музыкант и исполнитель на курае, что немаловажно для наглядного примера. Им используется правильная методика обучения игре на курае.(постановка рук и положение курая при игре, дыхание, чистота звука) За пол года был создан ансамбль кураистов, а это маленький срок, если учесть, что извлечение звука на курае очень не простое, и требует особых навыков (смотрите рисунок 1).
Рисунок 1. Ансамбль кураистов "Сорнай" руководитель Карасов Айрат Салаватович.
Кураисты явились основным звеном в ансамбле «Тамсылар»
Класс домры, где преподаватель высшей категории Казина Валентина Михайловна, имеет свои особенности. Здесь в начале занятий требуется внимательно отнестись к постановке правой и левой руки, правильной посадке, работе над тремоло, чтению нот с листа. Умение правильно спланировать урок, учитывая особенности каждого ученика, терпеливо и грамотно проводить каждое занятие, дало свои результаты. Была апробирована игра малым составом на домрах, затем эта группа вошла в основной состав (смотрите рисунок 2).
Рисунок 2. Ансамбль домристов руководитель Казина Валентина Михайловна.
Класс баяна, кубыза, ударных и духовых инструментов ведет учитель музыки высшей категории Старостин Николай Геннадьевич, он также является руководителем ансамбля «Тамсылар». Обучению игре на баяне требуется более длительное время нужно научить играть отдельно правой, левой рукой, а затем двумя руками вместе (смотрите рисунок 3, 4, 5,).
Рисунок 3. Баян Рисунок 4. Кубыз
Рисунок 5. Духовые инструменты
Старостиным Николаем Геннадьевичем была разработана «Программа по классу народных духовых инструментов». Она рассчитана на пять лет обучения. Обучение индивидуальное, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок- индивидуальное занятие педагога с учеником. Наряду с традиционной формой проведения урока возможны также групповые занятия небольшим составом учащихся и ансамблевая игра.
Репертуар ансамбля «Тамсылар» отличается широким диапазоном – с преобладанием произведений из обработок башкирских народных мелодий.
Автором обработок и переложений является руководитель Старостин Николай Геннадьевич.
В игре музыкантов прекрасно ощущается специфика курая как народного инструмента (смотрите рисунок 6).
Рисунок 6. Ансамбль «Тамсылар»
Руководитель Старостин Николай Геннадьевич.
Игра в ансамбле дает очень много для детей. Это, прежде всего развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память). Каждый ученик учится слышать и себя и весь ансамбль.
Формируется творческое воображение, художественный вкус, расширяется кругозор, развивается музыкальный слух в ходе освоения башкирского музыкального искусства. Формирует навыки игры на башкирских народных инструментах.
На примере башкирской народной песни «Кахым Туря», «Салават марш» формируется чувство любви к малой Родине-Башкортостану, своему народу,патриотизм.
Дети знакомятся с различными жанрами башкирской народной музыки, башкирскими народными инструментами; историей, бытом, традициями и обычаями башкир.
Развивает чувство стиля, способности на слух различать произведения русского башкирского музыкального искусства.
На первой репетиции следует провести небольшое собрание, с тем, чтобы выбрать старосту, актив, указать обязанности дежурных, ответственных ха нотный материал и инструменты, сообщить порядок проведения репетиций. Это воспитывает в учениках дисциплину, ответственность за возложенное дело.
В работе с ансамблем педагогу нужно обязательно учитывать и воспитательный процесс. Приучать детей уважать друг друга прививать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки и этим самым способствовать развитию личности воспитанников.